Амазонки Древняя Греция |
||
По следам амазонок
Почти во всех частях света распространены легенды о
народе, состоящем только из одних представительниц прекрасного пола, но
особенно популярны они были среди древних греков, народов Индии и Латинской
Америки. Ученые предполагают, что эти легенды — отголоски воспоминаний о
матриархате — эпохе, когда главой семьи была женщина.
Древнегреческие мифы, рассказывая о воинственных женщинах, ведущих свое происхождение от коварного и вероломного бога войны Ариса и Гармонии, называют их Амазонками. Для сохранения своей численности они вступали в связь с мужчинами соседних племен, отсылая им (или убивая) родившихся мальчиков и оставляя у себя только девочек, которым выжигали одну грудь, мешавшую при натягивании тетевы боевого лука. Именно поэтому они и названы "Aмазонки", то есть "безгрудые". Согласно мифам, амазонки жили в Малой Азии или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море). Они, если верить преданиям, пришли в Нижнюю Азию и основали в окрестностях Фермодонской страны город Фемискир, а также построили известные города-крепости Эфес и Смирну. В Эфесе амазонкам приписывается постройка известного храма в честь богини Артемиды. Гомер в своих произведениях упоминает о войнах Беллерофонта (сына коринфского царя Главка) и фригийцев с амазонками. Об агрессивных женщинах-воительницах, живших более двух с половиной тысяч лет назад, писал и древнегреческий историк Геродот. В более поздних сказаниях упоминается об амазонской царице Фалестре, посетившей Александра Македонского якобы для того, чтобы иметь от него детей. Об амазонках писали многие писатели древности: Диодор Сицилийский, Плутарх, Страбон и другие. Все они подтверждают уничтожение амазонками правой груди, а также пишут, что амазонки носили одежду, закрывавшую все тело, за исключением левой стороны груди, которая оставалась обнаженной. Короткое, до колен платье воительниц было высоко подпоясанным. Их щит, называемый пельта, напоминал формой лист плюща. Они собственноручно выделывали как свои шлемы, так и скреплявшие их под подбородком ремни. Поверх шлема носили фригийский колпак из войлока (пилеус) с наушниками, спускавшимися до плеч, затыльником и с завязками. Эта фригийская шапка часто имела коническую форму. Амазонки украшали ее жемчугом. На ногах девы-воительницы носили узкие, как трико, штаны (иногда их ноги были обнажены) и зашнурованные сапоги или высокие туфли. Остальные части их боевой одежды состояли из шкур диких зверей. Вооружением им служили тонкие копья, щиты в виде полумесяца (редко — круглые). Древнегреческие мифы повествуют об участии амазонок в Троянской войне, об их походах совместно с кимирийцами в Малую Азию, Аттику и об осаде Афин. Осада Афин связана с именем Тесея, сына афинского царя Эгея. Плавая в Черном море и оказавшись у берегов, где жили храбрые воительницы, Тесей пригласил на свой корабль их царицу Антиопу и обманом увез ее в Афины. Амазонки решили освободить ее и жестоко покарать коварных греков. Но Антиопа, полюбившая Тесея и ставшая к тому времени его женой, храбро сражалась на стороне греков. Ярости амазонок не было предела — теперь они хотели покарать ее. Бои продолжались четыре месяца. Самое крупное сражение произошло у стен Акрополя. До сих пор на северной стороне Парфенона сохранились барельефы, изображающие греческих воинов, отбивающихся от амазонок. Но храбрым воительницам не повезло — удача отвернулась от них. Заключив с афинянами перемирие, амазонки вернулись обратно в Причерноморье. В "Мифах народов мира" говорится о том, что с темой амазонок связаны многочисленные произведения античного изобразительного искусства, начиная с VII века до н.э.: сцены амазономахии, то есть битвы между амазонками и греческими героями. Особое место среди античных произведений занимали статуи амазонок. Плиний Старший пишет, что при выполнении статуй женщин-воительниц для храма Артемиды в Эфесе состязались четыре скульптора, среди которых был великий Фидий. Мифы об амазонках привлекали европейских поэтов и драматургов XVI — XVII веков. Это "Амазонки" Лопе де Вега, "Ипполита" Гарнье. К мифу об амазонках восходят сюжеты картин Тинторетто, Пальмы Старшего, Рени и других художников прошлого. О бесстрашии женщин-воинов хорошо знали не только в древней Греции. Личная стража многих правителей Востока состояла из женщин. У легендарного индийского императора Ашоки была женская гвардия охранявшая его. Сказания об амазонках продолжали жить и в средневековой Европе. В стихотворной хронике Далемила рассказывается о чешских амазонках, которые, убив своих мужей, в 739 году под предводительством Власты начали войну с мужчинами. Под защитой мощной крепости с символическим названием "Девина" жили эти воинственные женщины, владевшие различными ремеслами и военным искусством, вырабатывая свои обычаи и законы. Хроника подробно повествует, что лишь после семилетней упорной борьбы чешские амазонки были побеждены мужчинами с помощью обмана. Но интересно, что шесть веков спустя подобную общину женщин-воительниц застал в Чехии один итальянский поэт, ставший впоследствии Папой Пием II. По его словам, эти женщины осуществляли жесточайшую диктатуру в отношении своих мужей. В сочинении
арабского автора Ибрагима ибн-Вашифшаха, жившего в
VIII веке, впервые рассказывается об экспедиции, отправившейся на поиски
амазонок. Ее снарядил китайский император, чтобы отыскать некий остров,
населенный только женщинами и расположенный где-то на границе Китайского моря.
Но трехлетние поиски оказались безрезультатными. Три человека, сыгравшие огромную роль в открытии Америки — Колумб, Кортес и Писарро, тоже искали страну амазонок. Во время своего первого путешествия в Америку (1492 — 1493 гг.) Христофор Колумб, услышавший от индейцев о каком-то острове, населенном только женщинами, захотел привезти несколько амазонок в подарок испанскому королю Фердинанду и его жене Изабелле. В предвкушении удачи Колумб поторопился назвать Малые Антильские острова — Вергинскими островами, то есть островами Дев, но амазонок на них не оказалось. В 1519 году Эрнан Кортес, готовясь завоевать Мексику, получил приказ разыскать страну амазонок. Но теперь искали не только амазонок, но и их сокровища. Царство амазонок превратилось, в своего рода, Эльдорадо — мифическую страну, богатую золотом и драгоценностями, которую искали в Латинской Америке испанские завоеватели. Один из подчиненных Франсиско Писарро, лейтенант Орельяна, проделав опасный путь через джунгли, якобы сражался с отрядом светлокожих и удивительно сильных и храбрых амазонок. Под натиском женщин, вооруженных только луком и стрелами, испанцы были вынуждены отступить. Поверив рассказу Орельяна, испанский король Карл V отправил под его руководством эскадру из четырех кораблей с 400 солдатами. Но шторм разбросал и потопил корабли. Экспедиция закончилась ничем. Современники Орельяна горячо спорили о том, существуют ли действительно амазонки, о которых рассказывал храбрый лейтенант. Но как бы там ни было, начиная с этого времени прежнее название самой крупной американской реки — Мараньон — исчезает с географичеких карт. Появляется река Амазонка — имя, которое дал ей Орельяна. Наверное, немногим известно, что и в России были свои амазонки. В 1787 году во время путешествия императрицы Екатерины Второй в Крым светлейший князь Потемкин представил ей амазонскую роту, наспех сформированную из офицерских жен и дочерей в районе Балаклавы. Командовала ею жена местного ротного капитана Е. И. Сарандова. На амазонках была особая красивая форма, а вооружение состояло из ружья и трех патронов. Приняв парад амазонской роты, императрица наградила их деньгами, а командиру пожаловала перстень с крупным бриллиантом. Следы амазонок можно отыскать не только в текстах древних авторов, но и в записках более поздних лет. Сейчас уже есть и материальные доказательства того, что они существовали в действительности. На Кавказе, на северном побережье Черного моря и в других местах найдены захоронения амазонок древности. Рядом с бусами лежали боевые ножи, щиты, остатки конской сбруи — все, что служило воительницам при жизни, и должно было сопровождать их на пути в иной мир. С каждым годом археологи находят все новые и новые следы амазонок, уже переставшие быть сенсацией. Совсем недавно в XIX веке в Африке существовали женские боевые отряды. Амазонки последнего царя Дагомеи, как и в древности, удаляли себе правую грудь, мешавшую натягиванию тетевы. В эту женскую гвардию — опору королевского трона, принимали только девушек в возрасте от 15 до 19 лет. Возвратившиеся в Европу португальские путешественники рассказывали о женских батальонах, состоявших на службе у конголезского короля. На смену
амазонкам прошлого пришли новые воительницы, во многих местах земного шара
стали появляться тайные союзы женщин, направленные против господства мужчин.
Некоторые из них сохранились и до наших дней. Сейчас в Африке существуют
десятки подобных обществ: в Южном Камеруне, Нигерии, Гане. Существуют даже
особые женские языки или диалекты: на Мадагаскаре, у некоторых индейских племен
Северной и Южной Америки.
Теперь несколько слов о группе статуй «Раненная Амазонка».
Это выдержка из американской книги John Boardman
Greek Art (fourth edition
revised and expanded (Thames and Hudson).
Многие статуи римской эпохи
копируют оригиналы Классического периода.
К примеру,
три статуи раненных Амазонок. Оригиналы находились в Эфесе. Плиний рассказывал о соревновании, где статуи оценивались самими художниками. Все они присуждали себе первое
место, а на второе место неизменно ставили Polyclitus (который также не оценивал себя на
уровне второго места), но был, в итоге, признан победителем. Плиний среди соперников
равноценными конкурентами называл Polyclitus, Phidias, Kresilas, Kydon и Phradmon. Kydon – конечно, не был серьезным конкурентом в борьбе за 'Kresilas Kydonia', а Phradmon – вообще, малоизвестный Аргивянин. Есть несколько вариантов копий, среди которых наиболее известна эфесская копия амазонки, прикрывающей грудь. Мы не можем сказать с уверенностью, является
ли она четвертой
скульптурой, или создана в дополнение к имеющимся скульптурам, служившим
украшением для столбов театра (где также находились подобные копии, причем, гораздо больше). История Плиния о подобном состязании,
вероятно, не совсем верна, но он упоминает еще о раненной Амазонке Kresilas, и Phidias, склоняющейся к своему копью,
приковывая внимание окружающих к красивой шее и рту.
Почему проводилось подобное состязание? По легенде именно Амазонки основали Эфес. Однако интерес Афинян к группе Амазонок, возможно, состоял в том, что они ознаменовали собой своеобразное празднование мира с Персией; или, возможно, праздновали недавний отпор персам, вторгшимся на греческий берег Малой Азии
Царство амазонок
http://www.utro.ru/articles/2005/07/18/459133.shtml
Возле Москвы обнаружены
останки амазонок
На высоком берегу виднеются валы Ольгова городища, где лагерем стоят археологи из экспедиции Государственного исторического музея. С одной стороны городища естественное препятствие – маленький ручеек в глубокой расселине. За расселиной 1,5 тыс. лет назад находились земли могущественного и неведомого народа, от которого не осталось в истории ни единого слова, ни одного упоминания в источниках... Нам удалось побывать в экспедиции и пообщаться с археологами, изучающими наследие таинственной культуры. Рязано-окские племена, как назвали их исследователи, относились к волжско-финской ветви финно-угорских народов – об этом свидетельствует их материальная культура. В процессе этногенеза они могли захватить часть угорских племен, предков современных венгров. Рязано-окцы не были аборигенами Поочья. Они пришли сюда незадолго до начала нашей эры. С точки зрения археологии их приход прослеживается очень хорошо. И так же хорошо характеризует новопоселенцев. Местные племена так называемой Городецкой культуры (их считают предками мордвы, тоже волжско-финского народа) в этой зоне Оки оказались варварски истреблены. Коллективные захоронения, а проще сказать ямы с изрубленными останками сопровождают почти каждое городецкое городище. На местах поселений слой золы – их сожгли, и больше там никто не жил. Агрессивные пришельцы взяли под свой контроль огромную территорию Поочья – почти от современных границ Московской области до Касимова. На юг и на север от реки на многие десятки километров простирались выпасы и охотничьи угодья северных воинов. Средняя Ока была стратегически выгодным местом. Во-первых, по ней шел большой торговый путь с востока на запад. Во-вторых, река являлась границей зоны сплошных лесов и лесостепи. Живущие по ее берегам получали преимущества сразу двух климатических зон: охоту и скотоводство. Ученые предполагают, что рязано-окские насельники пришли на Оку с востока. Но на протяжении своей почти тысячелетней истории они были тесно связаны с югом, с германскими племенами готов. В начале I тысячелетия готы кочевали на Дону, откуда впоследствии ушли в Западную Европу. В национальном костюме рязано-окцев много готских элементов. Их оружие во многом копирует германское, а короны родовых князьков повторяют образцы корон ранних готских королей. Высказывается даже предположение о военном союзе рязано-окцев и готов – что они были эдакой северной фалангой военной готской империи, державшей в страхе половину Восточной Европы. Возможно, первое милитаризованное государство лесной зоны на территории России имело родовое устройство. Каждый участок реки был закреплен за определенным родом. Какого-то единого поселенческого центра тоже не было, каждую общину объединяло только родовое кладбище и святилище. Полное отсутствие поселений – одна из главных загадок народа с Оки. Пока не найдено ничего даже отдаленно похожего на жилища рязано-окцев. Высказываются предположения, что кочевой образ жизни воина и скотовода не требовал долговечных построек. И все же у представителей воинственных родов с Оки была общая культура и религиозные представления. Например, рязано-окцы питали страсть к красивым видам с реки: древние эстеты непременно выбирали для погостов и капищ открытые участки берега с прекрасной перспективой. Ведя жизнь полукочевников, они, скорее всего, собирались здесь для проведения родовых обрядов и поклонения предкам. На местах святилищ археологи находили множество обломков глиняной посуды, что может свидетельствовать о совместных ритуальных трапезах и возлияниях. От человеческого тела в песках древней дюны не остается ничего, только темный цвет песчинок на месте погребения говорит о том, что когда-то здесь лежал человек. Продолговатый серый след в песке – и все. Проржавевшие мечи, металлические детали костюма или спекшаяся в единый кусок кольчуга не производят большого впечатления. А вот женские косы темного цвета в белом песке сохраняются прекрасно, пугая абсолютной нетленностью. Длинные, всегда прямые волосы соседствуют с оружием и костями лошадей (еще одна загадка: конская "расчлененка" в могилах знатных воинов – обычное явление для рязано-окской культуры). Женщины этих племен были настоящими амазонками. У рязано-окцев четко прослеживается воинская элита, в которую с IV-V вв. н.э. стали входить и женщины. Часть женщин погребали с оружием и конской уздой, не оставляя места для двоякого понимания их занятий. Эти представительницы прекрасного пола воевали наравне с мужчинами, что, по мысли археологов, было вызвано сложной военно-политической ситуацией. Однако к концу VII в. подобных захоронений уже нет – жизнь изменилась, и рязано-окские женщины вернулись к прежним занятиям. В конце I тысячелетия рязано-окский мир постигло какое-то несчастье. Что с ними произошло – непонятно, но в относительно короткий период рязано-окцы просто исчезли: знаменитые могильники с обилием оружия исчезают, а святилищ на высоких песчаных берегах больше никто не строит. Вечером, в неформальных беседах археологи рассказывают, что еще недавно в деревнях, расположенных по реке, существовали полные аналоги рязано-окских родовых кладбищ. Небольшие погосты на мысах коренного берега часто располагались не у церквей, как принято в остальной России, а там же, где обрели вечный покой таинственные воины. Еще недавно выходцев из этих мест хоронили только на семейных кладбищах, где бы человек ни умер. Одно из таких последних кладбищ расположено... над церковью Старой Рязани – на мысу у городища, много выше территории села, крыш домов и храмовых куполов. С этого места и началась тысячу лет назад история Рязани – археологи раскопали на мысу рязано-окское святилище, предшествовавшее древнерусскому городу. Сегодня поречные деревни вымирают, разделяя судьбу тысяч собратьев по России. Кто знает, может деревенские старушки уносят с собой в могилу последние тайны амазонок с реки Оки?
Останки двух воительниц-амазонок, служивших в римской
армии в Британии, были обнаружены в захоронении, поразившем археологов, пишет
сегодня The Times (перевод на сайте Inopressa ).
До сих пор было неизвестно, что женщины-воины сражались в римской армии в Британии, и находка в Бруэме, графство Камбрия, поможет пересмотреть их роль в обществе III века. Предполагают, что женщины пришли сюда из Дунайского региона Восточной Европы - там, как говорили древние греки, обитали ужасные женщины-воительницы. Женщины племени амазонок, которое предположительно
вымерло между 220 и 300 годом н.э., были сожжены на погребальных кострах вместе
со своими лошадьми и военной амуницией. Эти останки были найдены в 1960-х
годах, но полноценный анализ стал возможентолько после 2000 года с появлением
новых технологий.
Думают, что эти амазонки находились в составе нумерий - нерегулярных войск римской армии, которые были
прикреплены к легионам, служившим в Британии. Другие находки свидетельствуют,
что их подразделение пришло из дунайских провинций Норикум, Паннония и Иллирия, теперь
являющихся частями Австрии, Венгрии и бывшей Югославии.
Хилари Кул, директор Барбиканской ассоциации исследователей, специализирующейся
на изучении археологических находок, говорит, что эти останки - самое
интригующее, что было найдено в захоронении, и что они могут изменить наше
представление о погребальных обрядах римлян.
"Хотя нумерии обычно относят к нерегулярным войскам, нигде не упоминалось, что в их составе были женщины. Однако эти воинские подразделения пришли из того региона, где, по представлениям греков, жили амазонки. Так может быть, нумерии были еще более нерегулярными и неординарными, чем мы могли думать?" На месте захоронения в Бруэме в III веке находились укрепление и гражданское поселение, и анализ останков
более чем 180 человек показал, что здесь погребали пепел мертвых.
Вместе с останками одной из женщин обнаружили
сожженные останки животных. Были найдены еще костяные пластинки, которые
использовали для украшения шкатулок, а также детали ножен меча и глиняной
посуды. Все это указывает на то, что эта женщина обладала высоким статусом; ее
возраст оценивается от 20 до 40 лет. В могиле другой женщины, чей возраст
составляет от 21 до 45, обнаружили серебряную чашу, ножны и костяные украшения.
22 декабря 2004 г
Легенда об Амазонках Это
этиологический миф, обьясняющий происхождение савраматов, который переписал Геродот из какого-то более
раннего сочинения. Вероятно этот миф сочинили боспорские греки которые после переселения на Боспор Киммерийский увидели женщин, умеющих сражаться на
лошадях.
ANTIЧNAЯ ISTORIЯ SEBERNOGO PRIЧERNOMORЬЯ
Донские амазонки наводили ужас
даже на воинственных скифов
[20.03.06 16:18]
Донской край, воспетый Михаилом Шолоховым, таит
в своей истории немало «белых пятен». Как известно, народы, жившие здесь,
упоминались в Библии и в поэмах Гомера, об этой земле рассказывали и Геродот, и
Овидий, и Гораций. Все знают, что именно здесь стояли насмерть за землю русскую
полки князя Игоря. Между тем еще раньше воевали здесь легендарные амазонки, прапрародительницы нынешних казачек.
Геродот, ты был прав
Несколько лет назад в широком поле у города
Миллерово, неподалеку от границы с Украиной, археологи вскрыли высокий курган,
которых много на Дону. На этот раз погребение было
необычным. В глубокой яме исследователи древности обнаружили останки
воина-женщины. По правую ее
руку лежал меч, по левую – копье и то, что осталось от лука со стрелами. Тут же
были бронзовое зеркальце, колечко и бусы. В нескольких метрах от этого
торжественного захоронения лежало еще несколько скелетов. «Рабы, мужчины,
сопроводившие воительницу-вождя амазонок в дорогу дальнюю и мир иной», –
пояснили археологи.
Эпоха амазонок была короткой в истории
человечества, но яркой, и жили отважные воительницы не где-нибудь, а на юге
России. По крайней мере, так утверждал Геродот. А вот другое свидетельство –
рисунок из древней книги. На нем мчится кавалькада амазонок, на каждой –
короткая туника, ноги перекинуты по обе стороны от крупа коня, а торс лихо
изогнут назад. У некоторых из наездниц на руках младенец, присосавшийся к
материнской груди.
* * *
Но, как бы то ни было, женщины-воительницы жили в этих краях. А если и нет, все равно хочется верить в красивую легенду. Тем более что донские казачки, похоже, самые прямые наследницы этого бесстрашного племени – и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут. Сайт на английском языке об амазонках - здесь
|
||
1 | далее
|
||