МОДА
 
на главную страницу                 на исходную страницу

с сайта: http://www.ms77.ru/articles/fashionhistory/greece/14924/

Мода в Древней Греции

08.08.2009 00:09

В этой статье мы осудим особенности развития моды и одежду Древней Греции. Ее отличали пять особенностей: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность, целесообразность.

В античной культуре тело человека впервые стало рассматриваться как зеркало, отражающее единство и совершенство мира. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион, 25 г. до н. э„ на примере человеческого тела стремился показать особенности любого совершенного творения, созданного человеком.

 

Апполон Бельведерский

Закономерность определялась шириной ткацкого станка, на котором ткался материю. Ткань не сшивалась,а только вертикально собиралась в складки, которые напоминали каннелюры греческих колонн. Организованность или устройство одежды диктовались, с одной стороны, материалом, с другой, модой той эпохи: по канонам моды того времени платье не кроили.

Скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала. 

Кариатида из храма Эрехтейон на Афинском Акрополе. Около 420 г. до н. э. Девичая фигура облачена в типичную греческую женскую одежду — пеплу, без рукавов, сильно присборенную и касающуюся земли, которая прихвачена поясом

Пропорциональность одежды выражалась в её гармоничности и уравновешенности. Все следовали девизу, сформулированному когда-то в Греции, - «все в меру». И никогда здесь не выло модной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежды.

Симметрия платья определялась не только прямоугольным куском материи, из которого оно делалось, но и его пониманием. Одежда целиком подчинялась естественным линиям человеческого тела и выгодно их оттеняла.

И последнее требование Витрувия - целесообразность - соблюдалось. «Весьма приятно видеть хорошо подогнанную обувь... и одежду, удовлетворяющую потребностям владельцев...» - говорит греческий философ Ксенофон. Из его сообщения вытекает, что разделение одежды по потребностям само собой подразумевалось, и произведения искусства того времени являются тому доказательством.

История развития античной одежды, которую мы наблюдаем в течение длительного времени - от эпохи минойской культуры, через Грецию Перикла к периоду эллинизма - показывает, что требования, сформулированные Витрувием, были прочно заложены, прежде всего, в материале, который определял покрой, украшения и назначение одежды.

 Кора Эвтидика. Около 480 г. до н. э. Музей на Акрополе, Афины

Самая древняя одежда, как её изображает скульптура, возникшая еще под египетским влиянием, представляет собой весьма тяжелую драпировку, которая скрывает человеческое тело. Это была грубая шерстяная ткань, которую, по сообщению греческого историка Геродота, кустарным способом выделывали дорийцы. Она была частью древнейшей "догомеровской" одежды греков является четырехугольный шерстяной плат, который пришедшее с севера племя дорийцев принесло с собой в Элладу. Он был одинаковым и у мужчин и у женщин, но как мужская одежда имел название хлена, а как женская — пеплос. Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. Это и была так называемая дорийская одежда, созданная по совершенно оригинальному принципу — без кройки и шитья. Этот принцип можно считать открытием древнейшей эллинской культуры.

Гомер описывает одежду из этого материала, как «лохматый плащ», который еще нельзя было задрапировать в мягкие складки. Эта дорическая одежда, вероятно, самый древний тип греческого платья. Изготовлялась она из шерсти и была очень тяжела.

По-видимому, под хленой мужчины носили узкий передник, повязанный вокруг бедер. Потом на месте этого передника сначала у самого восточного греческого племени — ионийцев появился элемент одежды, заимствованный на семитском Востоке и резко контрастирующий с пеплосом и хленой, - хитон: рубаха-юбка, повсеместно, без исключения, шитая, которую вскоре стали украшать искусно уложенными складками.


Эта полотняная одежда, своей трубчатой формой и нарочитым изяществом противоречащая свободному характеру подлинно эллинского одеяния, стала господствующей на раннем этапе истории греческого костюма, в так называемый архаический период.

 Всадник с конем из торжественного панафенайского сопровождения. Деталь западного фриза Парфенона на Афинском Акрополе. Около 440 г. до н. э. Юноша одет в короткий хитон до колен, который дополняет хламис, скрепленный спереди под горлом застежкой, перекинутый назад и ниспадающий складками вниз по спине, один конец которого переброшен у юноши через руку

Сделать одежду грациозной и легкой позволяет только тонкое полотно, которое пришло на смену шерсти. Полотняная одежда позволяет заметить легкое прикосновение ткани к телу, объемность которого становится более зримой. Геродот упоминает об ионическом хитоне (chitоn). который вытеснил старомодный шерстяной дорический пеплос.

Эта полотняная одежда, своей трубчатой формой и нарочитым изяществом противоречащая свободному характеру подлинно эллинского одеяния, стала господствующей на раннем этапе истории греческого костюма, в так называемый архаический период. Через ионийский мир она распространилась и среди других племен, пока греко-персидские войны не пробудили, вместе с сознанием противоположности эллинов и «варваров», также и тягу к национальной одежде и не привели к ее возвращению в том чистом, первоначальном виде, в каком она сохранилась у дорийских племен, особенно в Спарте. Однако заимствованные элементы не были полностью отвергнуты — они слились с исконными, чтобы в новом единстве расцвести в классическом греческом наряде.

Ионийская одежда, частично вытеснившая, как уже было сказано, старинную дорийскую, по свидетельству Геродота, была введена в Афинах в правление Писистрата (560 — 527 гг. до н.э.). Ионийский хитон был первой закрытой одеждой, которую греки могли носить без заколок.

Афина, V в. до н.э.

Короткий хитон служил повседневной одеждой, длинный — преимущественно праздничным нарядом пожилых и знатных людей, но его надевали и возничие во время состязаний; наконец, хитон со шлейфом был принадлежностью островных греков. Женский гардероб благодаря ионийской моде стал намного богаче: кроме шитого полотняного хитона, который играл важную роль наряду с дорийским пеплосом, появился ряд новых форм, например скроенная и сшитая верхняя одежда с рукавами, по форме сходная с современными блузами и жакетами. Надо думать, что эта ионийская женская одежда была не только изящной и пикантной, но и богатой и нарядной, так как для нее использовали не только чисто белое полотно, но и украшенное отделкой, а также роскошные восточные ткани.

Эту одежду одевали прямо на голое тело. Этот рубашкообразный, короткий, скрепленный на плечах застежками хитон носили рабочий люд, воины и молодежь; длинный же вариант той же одежды носили женщины, старики, государственные деятели и аристократы. Гомер описывает его как «изысканную, ослепительно белую, большую ризу с красивым золотым поясом».

«Меланхолическая» Афина. Рельеф, около 460 г. до н. э. Музей на Акрополе, Афины. В качестве эмблемы её власти на голове у богини шлем. Она одета в подхваченную поясом пеплу, которая ниспадает симметричными складками до щиколотки.

В классическую эллинистическую эпоху дорический пеплос опять в почете, вероятно, в этом сказался общий процесс исторического развития с его повторениями. Но это не прямое возвращение к старой одежде, ибо дорический пеплос теперь украшен вытканными полосами и украшениями, изобилующими всевозможными красками, с геометрическими и фигурными мотивами.

Афина. Деталь метопы из храма Зевса а Олимпии. Перед 460 г. до н.э.  

Уже в античные времена цвета имели свое символическое значение; так, например, белый цвет был закреплен за аристократией, а черный, пурпуровый, темнозеленый и серый - выражал печаль. Зеленый, серый и коричневые цвета, как и в средние века, были обычными цветами сельских жителей. Из упоминаний в греческой литературе мы знаем об известных уже тогда многочисленных цветовых нюансах: носили, например, платья зеленого цвета «лягушачьего» или «яблочного» оттенка, аметистового, гиацинтового, шафранового и т. д.

Гомер, например, упоминает о том, что «двойной пурпурный шерстяной плащ... был одет на Одиссее; на этом плаще
была золотая булавка, сделанная из двух трубочек, и спереди плащ был богато украшен... Потом увидел я на теле его блестящую нижнюю одежду».

В античное время этот верхний раскошный плащ, который обычно носился поверх хитона, назывался фарос (faros), более скромный назывался хлаина (chlaina). Фарос носила аристократия. Он был из дорогого египетского полотна, настоящего красивого пурпурового цвета.

Позднее он несколько удлинился. Этот более длинный плащ с большим количеством складок назывался гиматион (himation). Пожилые мужчины прикрывали им шею и руки. Молодые люди носили более короткий гиматион, часто переброшенный только через одно плечо. Женщины в непогоду прикрывали им головы

Ионийский наряд, как уже говорилось, был оттеснен на задний план после греко-персидских войн и пробуждения национального самосознания. Реформа началась со Спарты и — в большей или меньшей степени — охватила всю Аттику. Теперь хорошим тоном стали считаться простота и сдержанность. Слияние дорийского стиля с ионийским следует представлять себе таким образом: дорийский стиль отказался от сильного натяжения и тесного прилегания тканей, дав складкам возможность падать свободно, а ионийский утратил свою чрезмерную, искусственную утонченность, отчего выиграли в живописности драпировки. В результате этого слияния возник классический стиль греческой одежды, каким он является в V и IV вв. до н.э. Только эта одежда, совершенно независимая от диктата моды, — с крупноволнистыми линиями тяжелых драпировок, или легко парящая, или с подвижными мягкими складками, всегда соответствующая обстоятельствам, — давала дышащему под нею телу возможность жить собственной жизнью. Нужно сказать еще о следующих деталях. Хлена мужчины доходит до колен и подпоясывается. Пеплос женщины окутывает всю фигуру. Верхняя треть или четверть куска ткани отворачивается наружу, затем весь кусок складывается вдвое по вертикали.

Верхняя точка сгиба помещается под левым плечом, а участки кромки с обеих сторон от нее выводятся на плечо и здесь скрепляются (застежкой или булавкой); потом передняя и задняя части полотнища таким же образом соединяются на правом плече. Пеплос можно было также подпоясывать. Однако эта старинная форма дорийского пеплоса, сохранившаяся, в частности, в Спарте, вскоре была видоизменена: боковые кромки справа стали сшивать от бедра до низа, так что возникла разновидность тесно прилегающей юбки, которую подпоясывали в талии.
Хитон — рубаху со швом на плечах поначалу носили как мужчины, так и женщины, мужчины — не подпоясывая, вместе с покрывающей левое плечо накидкой — гиматием. Женский хитон мог и не сшиваться — тогда он скреплялся застежками на плечах. Его стали подбирать с помощью пояса на талии (или — позже — под грудью) таким образом, что поверх пояса свисала складка материи (kolpos — греч. лоно, утроба; пазуха), которая иногда принимала вид отдельной накидки.
Наряду с нею носили также настоящую накидку (diploidion, diplax), которая пропускалась под левой рукой и выводилась на правое плечо, где скреплялась застежкой. Гиматий, прямоугольный кусок материи длиной около 1,5 м и шириной около 3 м, играл роль плаща. Один его угол забрасывали сзади через левое плечо вперед, остальное протягивали поперек спины, пропускали под правой рукой и забрасывали другой угол через левое плечо назад. Чтобы гиматий лучше держался, в его четыре угла зашивали маленькие свинцовые грузы. Женщины часто носили гиматий как покрывало, набрасывая его и на голову. Мужчины могли носить его без хитона, как единственную одежду. В противоположность просторному гиматию — одежде женщин и взрослых мужчин — юноши (эфебы) и молодые воины носили хламиду — легкий короткий плащ для верховой езды, также прямоугольный (1 м в длину, 2 м в ширину), с цветной каймой и кистями на нижних концах. Его накладывали на левое плечо, а верхние концы соединяли на правом застежкой — аграфом.

Хламида происходит из Фессалии. Вместе с этим маленьким плащом для верховой езды и путешествий большей частью носили дорожную войлочную шляпу петас -плоскую, с маленькой плотной тульей и широкими круглыми (или дугообразно вырезанными) полями, как, например, у посланца богов Гермеса.  Этот головной убор тоже фессалийского происхождения. Из других мужских головных уборов следует назвать шапки: круглую кожаную, остроконечную или конусообразную войлочную — пилос и так называемую фригийскую с падающим вперед верхом.

Богиня победы (Ника), надевающая сандалию. Деталь балюстрады храма богини Ники в Афинском Акрополе. Конец V века до н.э.

.

В классический период в качестве нового вида одежды, родом из Фессалии, появился плащ, называемый хламис (chlamys), который использовался для верховой езды и путешествий. При плохой погоде и для защиты от солнца в дополнение к нему носили шляпу, называемую петасос (petasos) или пилос (piles).

 Пелей борется с Фетидой. Фрагмент росписи килика «мастера Пейтина», V век до н.э. Государственный музей, Берлин. Художник, вероятно, несколько стилизировал одежды обеих фигур, они изображены слишком богато, складки симметричны, почти орнаментальны. На Пелее короткий мужской хитон, Фетида одета в широкий гиматион.

Во время спортивных игр мужчины придерживали волосы лентами или повязками, а с V века до н. э. стали носить, по большей части, короткие волосы. И только во времена Александра Македонского мужчины стали отращивать бородки.

В античной Греции возникли основные типы причесок, которые позднее многократно повторялись. Первоначально свободно завитые, ниспадающие на плечи волосы, начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг головы и закрепленные лентами, венками и гребнями. Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому окраска волос не была чем-то необычным.

 Женщина наливает вино старцу. Роспись на дне килика V век до н.э. Лувр, Париж. Оба одеты в хитоны, ниспадающие складками; коме того, на старце - гиматион, а на женщине - хламис

Женских шляп греческий костюм почти не знал, так как обычай вообще запрещал греческой женщине появляться на улице. Тем большее значение придавалось искусно сделанной прическе.

Исключение для женского головного убора делает более поздний эллинистический период, принесший некоторое смягчение суровых нравов: судя по восхитительным статуэткам элегантных беотиек из Танагры, они охотно носили оригинальную фессалийскую соломенную шляпу, которая, вероятно, прикреплялась булавками поверх прикрывающего голову гиматия или насаживалась на свободно сплетенную конусообразную гильзу подобно тем плетеным шляпам, которые и сейчас носят в Индокитае для защиты от солнца. Кроме гиматия, женщины закрывали голову очень коротким покрывалом (kredemnon), которое доходило до глаз, а сзади свободно падало на затылок и спину.

Относительно цвета тканей, за неимением достаточно хорошо сохранившихся памятников, можно высказывать только предположения, опирающиеся на свидетельства древних писателей. Маловероятно, что греческая одежда имела только естественную окраску шерсти и полотна. Об ионийских греках мы знаем, что они любили одеваться ярко — так, чтобы это бросалось в глаза.
Демокрит из Эфеса в VI в. до н.э. описывает пеструю одежду в ионийских городах; Шлиман при раскопках гробниц в Микенах обнаружил много украшений для одежды, сделанных из листового золота. Гомер говорит о пестрой хлене мужчин, украшенной цветами и различными сценками на красочном фоне. Описаны темно-пурпурные хламиды, затканные звездами (а первоначально эта фессалийская одежда была очень скромной), и т.п. Для женской одежды тоже хватало красок: Гомер называет пестрыми также и пеплосы. Некоторые цвета имели особое назначение, например шафранно-желтый — для праздничной одежды, огненно-красный - для боевого облачения спартанцев, чередование полос ярких цветов — убранство гетер. К этому добавлялось разнообразие узоров — полосы, четырехугольники, точки; шашечный и цветочный узоры. Мы вправе считать греческую одежду красочной (в наименьшей мере — в ранний период, в наибольшей — о чем свидетельствуют эллинистические статуэтки из Танагры — в поздний), тем более что, как известно, многие скульптуры раскрашивались, а элементы зданий — храмов и домов — имели цветную отделку.

Женский наряд дополняли различные украшения: ожерелья, браслеты, серьги, кольца и диадемы или налобные повязки.В период эллинизма, когда влияние греков проникает в Италию, Египет и в Азию, греческое искусство, а вместе с ним и одежда, утрачивают блеск и ясность своего начала. В Грецию снова проникают элементы восточного вкуса, главным образом через материалы, которые привозились в страну. Это было тонкое полотно из Египта, шелк из Китая и хлопчатобумажные ткани из Индии. Эту богато украшенную одежду можно сравнить только с коринфским ордером, которому она соответствует пышностью своего убранства.

Деметра. Римская копия греческого оригинала половины V века до н.э. Богиня одета в пеплу, подпоясанную ремнем, которая скреплена на плечах фибулами, и ниспадающая к земле тяжелыми складками

 

Аристократки имели в своем гардеробе красиво украшенные ручные зеркала, веера, зонтики от солнца из полотна, а позднее из шелка, пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья, браслеты и перстни. Разнообразные виды украшений свидетельствуют не только об утонченном вкусе, но и технической зрелости той эпохи.

 Стоящая муза. Рельеф. Мантинея. Национальный музей, Афины. Поверх длинного хитона наброшен широкий, собранный в складки гиматион.

Сандалии из переплетенных ремешков на кожаной подошве делались ремесленниками для выхода на улицу, дома же и бедные, и богатые ходили, по большей части, босиком.

Следы античной моды мы можем найти и в средние века, когда античная одежда была полностью изменена, так же, как вся античная философия и античные мифы. В конце XVIII века, когда так восхищались греческой демократией, античная мода снова появилась - и то на короткое время и в рабском её копировании. Не прижилась она ни в моде прерафаэлитов XIX века, ни в период 1890-1910 годов, когда её пропагандировали реформисты и Поль Пуаре.

Женщина с веером. Глиняная фигурка из Танагры, IV век до н. э. Государственный музей, Берлин. Женщина одета в длинный хитон, поверх которого наброшен мягко присборенный гиматион; на голове у неё шляпа, так называемый пилос. В руке у неё веер в виде сердца

Почему же не существует в моде возрождения «античной одежды», в то время, как в искусстве и в производстве художественных изделий время от времени возраждаются те или другие исторические эпохи? Вероятно, потому, что мода стала чем-то иным, она не стала искусством. Её стали создавать портные, швеи, модистки, которым ближе действительный мир, нежели изучение памятников старины и трактатов о них. А это и есть основные признаки, отличающие моду от искусства.

Орфей у фракийцев. Античная посуда из Гелы, V век до н. э. Государственный музей, Берлин. На вооруженных фракийцах шлемы и хламиды. Орфей с длинными волосами и венком на голове одет в гиматион.

 

Мода Древней Греции. Ранний период. VI-V вв. до н.э.

Одежда Древних греков VI вв до н.э. Изображения с древних чернофигурных ваз

I,2,4,6. Женщины и девушки в туго облегающем хитоне (одежда типа рубахи), доходящем до колен, украшенном полосами и узорами, с поясом в области бедер. На грудь и плечи ниспадает короткий элемент одежды наподобие жакета или косынки, являющийся частью самого хитона, который располагается строго определенным образом и скрепляется на плечах булавками или застежками. Постепенно, по мере того как одежду начинают изготавливать из льняного полотна вместо шерсти и она становится мягче, верхняя ее часть образует напуск, что становится предпосылкой для появления новых форм. Одна из них — гиматий, свободно лежащая накидка (плащ). Женщины часто покрывали им и голову.

3. Мужчина в длинном нарядном, разрисованном цветами хитоне и гиматий. То и другое — с орнаментом по краям. Окладистая борода и длинные волосы.

5. Юноша в короткой накидке — хлене, без хитона.

 

 

Одежда Древняя Греция VI и V вв. до н.э. Изображения с Ваз

1 - 3. Женщины и девушки в одеждах из тонких тканей (льняного полотна или крепа, виссона или хлопка) с мягкими складками, многочисленными драпировками и напусками в верхней и нижней части. Складки, сделанные по верхнему краю одежды, зашивали, зажимали или заглаживали. Одежда, которая первоначально сшивалась, теперь накладывается на тело, образуя драпировки. Гиматий покрывает голову и плечи.

4. Юноша в коротком полотняном хитоне, скрепленном на плечах и подпоясанном.

5. Короткий плащ — хлена и дорожная шляпа — петас.

6. Мужчина в длинном хитоне с мягкими складками и гиматий с маленькими свинцовыми грузами в углах.

 

Мода в Древней Греции V в. до н.э.

 

1,2. Женщины при отправлении погребального обряда.

3. Драпировка в дорический шерстяной хитон с ниспадающей накладкой.

4. Девушка (перед одеванием), накладывающая нагрудную повязку строфион или пояс.

5. Девушка в полотняном хитоне с короткими рукавами, надевающая накидку (плащ) — хламиду, которая скрепляется на плече застежкой или булавкой.

 

Мода Древней Греции. Эпоха расцвета. V-IV вв. до н.э.

Гиматий. Способы ношения хитона

 

Мода Древней Греции периода расцвета
1. Изображение с погребальной стелы в Орхомене.
2. Статуя.
3. Римская мраморная копия (около 280 г. до н.э.) с греческой бронзовой статуи Демосфена.
4. Статуя Софокла (около 340 г. до н.э.)
5. Статуя Гефеста, бога кузнечного ремесла. Короткий хитон, скрепленный только на левом плече и оставляющий свободной правую руку, — одежда ремесленника. На левом плече и руке — маленькая накидка.
6. Аполлон Кифаред, предводитель муз, в длинном пеплосе — женской верхней одежде (традиционное изображение). Римская копия с греческого оригинала V в. до н.э.
1. Афина Паллада в пеплосе. Поверх него, как накидка, — эгида, мифическая козы
шкура с головой Медузы Горгоны. Статуя работы Фидия.
8. Дельфийский возничий в длинном подпоясанном хитоне.
9. Амазонка в коротком подпоясанном хитоне. Бронзовая статуя работы Поликлета (ок. 470 г. до н.э.).
10,11. Госпожа и служанка. Аттический надгробный рельеф.
12. Отдыхающий кулачный боец в хламиде
Оружие, сосуды, музыкальные инструменты
1. Боевая колесница. У возничего — шлем со створками, закрывающими щеки. Меч закреплен высоко на поясе.
2. Надгробная стела Аристиона (конец VI в. до н.э.). На наплечниках — звезда,
на нагруднике — львиная голова. По краю кираса украшена тремя металлическими декоративными полосами. Выше локтя левой руки и на бедрах виден укороченный хитон (т.н. экзомий).
3. Ахиллес перевязывает раненого Патрокла, который сидит на щите, сняв шлем, так что видна войлочная шапка. Панцирь с подвижными наплечниками удлинен кожей или полотном с металлическими накладками для защиты нижней части корпуса. Под панцирем — короткий военный хитон. У Ахиллеса — шлем с высоко расположенными щитками для щек. Вооружение периода греко-персидских войн.
4. Гоплит — тяжеловооруженный воин.
5. Гоплит. Прилегающие поножи. Щит в виде овала неправильной формы — т.н. беотийский.
6. Воин с копьем. Шлем с большим гребнем. Украшенные поножи. Поверх коротког хитона — плотно охватывающая тело кираса — торакс. К плечам и нижнему краю кирасы прикреплены ременные полоски с металлическими бляхами, образующие защитную юбку — зому.
7. Шлем с жестко закрепленными щитками для щек и двумя поперечными гребнями
8. Шлем позднеархаической эпохи, предшествовавшей периоду расцвета.
9. Пирушка (симпосион). Рисунок на вазе. По краю вазы — орнамент с изображениями сосудов для охлаждения вина, кувшина, чаши и пр.
10. Любовная пирушка. Мужчина полулежит, девушка сидит.
11. Пирующий в венке, с кубком и рогом для вина.
12. Канфар — большой сосуд для питья в форме кубка с высоко поднятыми ручками, преимущественно на высокой ножке.
13. Фиал — чаша без ручки.
14. Ритон — кубок в виде головы быка, из ноздрей которого вытекает вино.
15. Килик — открытая плоская чаша на ножке с ручками.
16. Ойнохоя — кувшин с одной ручкой для розлива вина.
17. Женщина, несущая на блюде сотовый мед. В правой руке — канфар.
18. Акробатка в переднике, передвигающаяся на руках между острыми мечами.
19. Мужская фигура из свиты Диониса (в руках — канфар, атрибут Диониса).
20. Странствующий музыкант с флейтой-авлосом и лирой.
21. Флейтист-авлет с перевязью для флейты, в оригинальном праздничном наряде - длинном хитоне и безрукавке.
22. Сиринга, или флейта Пана, — многоствольная флейта, составленная из пяти, семи или девяти стволов различной длины. Излюбленный музыкальный инструмент греческих пастухов.
23. Женщина, играющая на псалтерионе (древнем многострунном инструменте, разновидности лиры).
24. Лира с округлым резонатором.
25. Женская фигура со струнным инструментом (разновидностью кифары), на котором играли с помощью плектра — палочки для извлечения звука.
26. Музыкантша, натягивающая струны лиры и настраивающая инструмент.
27. Арфа треугольной формы.
Раскрашенные терракотовые статуэтки из Танагры (IV в. до н.э.)
Раскрашенные терракотовые статуэтки из Танагры (IV в. до н.э.)
Раскрашенные терракотовые статуэтки из Танагры (IV в. до н.э.)
1. Танцующая девушка в юбке с оборками.
2. Мальчик в хитоне и мягкой широкополой шляпе для защиты от солнца.
3. Мальчик в хитоне, хламиде и в шляпе.
4. Девушка в хитоне и верхней одежде — пеплосе, которая по форме и способу драпировки напоминала хитон, но была длиннее и с большим количеством складок. Искусная прическа. Вид спереди.
5. Девушка в плаще и остроконечной фессалийской шляпе от солнца, белой с красными краями.
6. То же, что и 4, вид сбоку.
7. Девушка (Артемида с гончей), одетая наподобие амазонки: хитон с высоко повязанным передником и розовая хламида, поверх — шкура лани, удерживаемая синим поясом. Высокая обувь с перекрестной шнуровкой — крепиды.
8. Две обнявшиеся девушки в дорийских хитонах без рукавов и коротких плащах. У девушки слева волосы тщательно зачесаны наверх, справа — две толстые косы уложены вокруг головы.
9. Молодая женщина (в хитоне и пеплосе) с Эротом — богом любви.

Прически и головные уборы в Древней Греции

Прически и головные уборы Древней Греции

В ранний период греческой культуры мужчины носили искусно уложенные локоны и самые разнообразные косы, часто скрепляя их тесьмой или удерживая налобной повязкой (1 — 7).

Только в V в. до н.э. большинство мужчин начинает стричь волос! или укорачивать их и укладывать более простыми способами (8).

Женщины в ранний период делали очень искусные прически из локонов, прядей и косичек, причем щипцы и иные средства искусственной завивки играли в этом важную роль. Но столь искусные и трудоемкие прически, по-видимому, не были повседневными: на ряде изображений, относящихся к VI в. до н.э., показаны прически гораздо более скромные. При этом широко использовались повязки, косынки и т.п. (15 — 19).


Головными уборами у мужчин служили гладкая шапка и мягкая шерстяная шапка с загнутым краем. Особую разновидность представлял известный «фригийский колпак» — такие шапки, красные или черные, и поныне носят итальянские и португальские рыбаки. Мягкие шапки, видимо, постепенно трансформировались в более жесткие с отвернутыми краями. Два основных типа шляп: остроконечная с узкими полями — пилос (10) и широкополая дорожная — петас (5). Петас можно было снять и опустить на спину, он держался на тесемках (8).

на главную страницу                 на исходную страницу

 

1 | 2 |далее

Сайт создан в системе uCoz