МОДА
 
на главную страницу                 на исходную страницу

с сайта: http://fashion.kirovchanka.ru/stati/istoriya-modyi/odezhda-drevnix-grekov

Одежда древних греков

21.08.2007     

Расцвет древнегреческой культуры относится к V-IV вв. до н.э. Греки достигли многого в различных областях культуры, в том числе и в искусстве одеваться: они первыми стали рассматривать человеческое тело как зеркало, отражающее совершенство мира.

Впервые в истории человечества в основе эстетического идеала красоты человека лежала гармония духа и тела. Патриотизм, высокое гражданское сознание, широкий кругозор и высокая нравственность должны были сочетаться с физической красотой сильного тренированного тела. Пять особенностей отличали древнегреческую одежду: организованность, закономерность, пропорциональность, целесообразность и симметричность.

Руководствуясь этими принципами, греки создали совершенный тип драпированного костюма из отдельных прямоугольных кусков мягкой, эластичной ткани. Различают костюм дорический, шерстяной балканских греков (то есть живших на Балканском полуострове) и вытеснивший его ионийский, полотняный малоазийских греков (то есть обитавших в Малой Азии), точнее передававший формы человеческого тела.
Красота одежды заключалась в изяществе драпировки, которая отнимала много времени. Эту работу обычно выполняли слуги. Строгость и простота костюма ценились более всего. Сама форма драпированной одежды способствовала выработке гордой и изящной осанки. Искусство одевания и умения носить одежду входило в обязательный курс обучения молодежи.

Одежду изготовляли из шерстяных, льняных или смешанных тканей. Если шерсть и лен были свои, то шелка и хлопчатобумажные ткани привозили из стран Востока.
Уже с VI в. до н.э. свободные греческие мужчины носят широкий хитон (одежда из одного-двух кусков ткани, скрепленных на плечах двумя небольшими застежками - фибулами ) с поясом. Иногда хитон имел короткие рукава, сделанные из того же куска ткани. Его обязательно надевали под доспехи. Хитон считался нижней одеждой, и взрослые мужчины не могли выходить в нем па улицу, принимать гостей, появляться в общественных местах. Длина хитона зависела от возраста его владельца: пожилые люди носили длинный хитон, а молодежь - более короткий. Обычно он доходил до колен.

Чаще всего (например, в Спарте) носили только верхнюю одежду - плащ из прямоугольного куска ткани, или гиматий, в который можно было полностью завернуться. Чтобы он лучше держался на плечах, в его четыре угла зашивали маленькие свинцовые грузы-утяжелители. Изящным считался гиматий, доходивший до середины икр. Небольшие гиматии обертывали вокруг бедер и перекидывали один конец через левую руку. В непогоду плащ накидывали на плечи. Концы плаща легко перебрасывались на спину, если необходима была свобода движений. Одежда ремесленников, рабов и крестьян была примерно такой же, как у государственных деятелей и аристократов, но короче и проще и из более грубой ткани. Рабам одежду и обувь рабовладелец выдавал дважды в год. Голову простолюдина покрывал остроконечный войлочный колпак - пеплос. Другим видом головного убора был фригийский колпак. Пастухи и вовсе одевались в козьи и овечьи шкуры. Собираясь в путешествие или садясь на коня, грек надевал прямоугольный плащ - хламиду родом из Фессалии (провинция Греции) с кистями на концах; петас - фетровую шляпу с загнутыми полями и низкой тульей (как у посланца богов Гермеса) - нередко ее носили на ремешке отброшенной за плечи; сандалии из кожи на пробковой или веревочной подошве, укрепленные на икрах ремнями, или короткие сапожки - крепиды. Высокие резные сапоги эндромины надевали только на торжества и главным образом военачальники. Обувь использовалась только для выхода на улицу, а дома и бедные и богатые ходили обычно босиком.

Одежда белого цвета была привилегией аристократии; красные и желтые - женщин, зеленые, серые и коричневые - сельских жителей. Черные одеяния означали печаль и скорбь их обладателя. В хламиды пурпурового цвета могли облачаться лишь военачальники. До совершеннолетия (16 лет) юноши носили довольно длинные волосы, подхваченные обручем, после и в зрелом возрасте - короткие. Не часто стричься могли лишь люди преклонных лет. Борода у греков, особенно спартанцев, считалась одним из признаков мужества. Обычай брить бороду возник только в эпоху Александра Македонского, то есть в конце IV в. до н.э.

Доспехи греческих воинов были лёгкими, отличались искусной отделкой и рациональностью. Латы тяжеловооружённых бойцов (гоплитов) состояли из металлической кирасы, украшённой рельефными изображениями; поножей и сандалий из толстой кожи на двойной кожаной подошве. К плечам и подолу кирасы прикрепляли ременные полоски с металлическими бляхами, которые защищали плечи и нижнюю часть тела и в то же время не стесняли свободы движений. Составленная из этих ремней юбочка называлась зомой. Панцирь лёгких пехотинцев делался из очень толстой, иногда проклеенной, ткани на фетровой подкладке. У конницы поверх кирасы нашивались бронзовые бляхи в виде чешуек. Каждая местность Греции имела свою форму шлема: беотийский закрывал не только голову, но и нос и щёки, а гребень был украшен высоким султаном из конского хвоста или перьев; дорийский отличался низко спускающимся забралом; коринфский почти полностью защищает глаза.

Основным критерием женской красоты в Древней Греции была естественность пропорций тела; красивыми считались правильные прямые линии носа и подбородка, невысокий лоб, большие выпуклые глаза и подчеркнуто округлая линия бровей.
Женская одежда, особенно в Ионии (Малая Азия) была разнообразна и не только изящна и сексуальна, но и богата и нарядна, так как для нее использовали очень тонкие, порой прозрачные ткани. Гречанки из Ионии носили разноцветные льняные хитоны с широкими длинными рукавами, крестообразно подпоясывающиеся на талии и под грудью. (Обычно девушки подпоясывали хитоны на талии, а замужние женщины — под грудью). Бюст поддерживался широкой упругой лентой - неким подобием современного лифчика. Верхней одеждой служил также гиматий, он был меньше мужского и богаче украшен орнаментом.

Жительницы Балканской Греции предпочитали хитоны и гиматии из шерсти - голубые, лиловые, желтые, пурпуровые, а на праздники или торжества - со сложным вытканным рисунком. Что касается цвета тканей, то многие из них имели особое значение. Так, например, шафранно-желтый использовался для праздничной одежды, огненно-красный - для боевого облачения спартанцев, чередование полос ярких цветов - для одежды гетер. К этому добавлялось разнообразие узоров – полосы, точки, четырехугольники, шашечки и цветочки. Особым шиком среди гречанок-модниц (в частности, спартанок) считался  пеплос - кусок прямоугольной ткани, застегнутый на правом плече. При ходьбе несшитая сторона пеплоса распахивалась, и были видны нога и правое бедро. Модным было сочетание в одежде различных цветов: хитон или пеплос одного цвета, а плащ-гиматий - другого. Для занятий гимнастикой молодые девушки одевали короткий хитон и для удобства спускали его с одного плеча. Рабыни не имели права носить гиматий, а их хитоны были намного короче, чем у свободных гречанок.

На солнце и в непогоду, в знак печали или по какой-то иной причине женщина могла закрывать лицо диплодием (диплоидием) - верхним свободно падающим отворотом пеплоса, как головным покрывалом, - столь он был просторен. Во время летней жары поверх покрывала булавками прикрепляли изящную соломенную шляпку – фолию, предохранявшую лицо от загара.

Сандалии у женщин были намного изящнее, наряднее и мягче, чем у мужчин. Они также любили обуваться в шнурованные башмаки из красной свиной или телячьей кожи, плотно облегавшие ноги до икр. Обувь без каблука придавала походке плавность. Гетеры (позднее и куртизанки) носили обувь, подбитую гвоздями, шляпки гвоздей, отпечатавшись на земле, оставляли надпись: «Следуй за мной». Большое значение имело искусство прически. Наблюдательность, чувство меры и тонкий художественный вкус позволяли гречанке с помощью одной лишь изящной причёски стать более красивой и стройной. Формой и линией прически стремились создать впечатление более длинной, а потому и более гибкой шеи, отчего гречанки казались особенно грациозными. (Пластике женского тела греки придавали огромное значение.) Причёски были разнообразны, но всегда гармонировали с одеждой, украшениями, фигурой и характером женщины.

Обычно греческие женщины носили длин­ные волосы. Традиционной считалась прическа из поднятых волос, поддерживавшихся гребнем, повязкой или сеткой; пряди волос закрывали лоб почти до бровей (высокий лоб у женщин-гречанок не считался признаком красоты) и поднимались к узлу на затылке, образуя так называемый «греческий узел». Его скрепляли шпильками и узкими ленточками. Короткие стрижки, украшенные обручем, встречались реже. Самыми красивыми считались светлые локоны, поэтому весьма популярна была окраска волос, особенно у аристократок. (Отсюда пошло выражение «златокудрые греки».)

Сложные прически, украшенные золотыми сетками и диадемами, были привилегией гетер, так же, как пестрая и яркая одежда. Внешний облик почтенных матерей знатных семейств отличался сдержанностью и скромностью. Гречанка считала свой туалет завершенным, лишь слегка освежив лицо различными косметическими средствами. Держа в руках полированное бронзовое зеркало с красивой фигурной ручкой, она румянилась, подкрашивала губы, подводила брови, оттеняла веки, красила ресницы. Духи женщины хранили в изящных керамических флаконах - лекифах , которые нередко представляли собой настоящие произведения искусства. Гречанки пользовались зонтиками, защищавшими от лучей солнца, и различными веерами, чаще всего в форме листа.

Тонкие и изящные ювелирные украшения из золота или его сплава с серебром - диадемы, шпильки, сетки для волос, серьги, браслеты, ожерелья, застежки-фибулы и другие дополняли костюм гречанок. Особенно изящно выглядели браслеты в виде свернувшейся змеи. Их надевали на руки у предплечья и запястья, а также на ноги у лодыжек. Разнообразные украшения в виде миниатюрных скульптурок Ники, Афродиты, лебедей из драгоценных металлов из искусно оттеняли женственность и красоту гречанок, чей облик надолго стал идеалом женской красоты для европейцев. Несмотря на обилие украшений, греческий костюм всегда сохранял простоту линий и изящество отделки.

По материалам энциклопедии "История Моды", автор Я. Н. Нересов

на главную страницу                 на исходную страницу

 

1 | 2 |далее

Сайт создан в системе uCoz