НЕИЗВЕСТНЫЕ                                                                                                         ФАКТЫ
 
на главную страницу        1 | 2| 3| далее          на исходную страницу

Источник: http://passion-don.org/history-1/chapter-7.html

Евграф Савельев

История казачества с древнейших времен до конца XVIII века.

Историческое исследование в трех частях.

Часть І.

Предки казачества.

Глава VII

Амазонки.

- 113 -

О существовании амазонок на Дону, берегах Азовского и Черного морей говорят почти все древние писатели. Большинство из них повторяют один другого, но между ними есть и такие, с которыми приходится серьезно считаться. Впервые об амазонках упоминается в Илиаде. Они приходили на выручку Трое. Приам говорит (рапсодия III, ст. 188): "И я считался союзником фригиян в то время, когда пришли равные по силе мужам амазонки".

Амазонки

Амазонки.

Потом о них вкратце говорят Гекатей (550 лет до Р. X.), Эсхил (525–456 гг. до Р. X.), Пиндар (522–442 гг. до Р. X.), Скилакс Кариандерский (521–485 гг.) и многие др. Скилакс (Periplus, § 70) говорит: "Азия начинается от р. Танаиса, и первый азиатский народ в Понте – Савроматы. Этим народом управляют женщины-амазонки".

Наиболее пространно о них говорит Геродот (IV, 110–117). "В то время, – пишет этот историк, – когда греки воевали с амазонками, которых скифы называют ойорпата, что по-гречески означает убийца мужчин, амазонки были побеждены на берегах Фермодонта (на южном берегу Черного моря), и греки отправились на родину, увозя с собой на трех кораблях пленниц. В открытом море амазонки возмутились и убили всех мужчин. Но так как они не умели управлять рулем, парусами и веслами, то, отделавшись от мужчин, носились по морю по воле волн и ветров и наконец пристали к той части Меотийского (Азовского) моря, где находится местечко Кремни. Оно лежит в земле свободных скифов. Здесь эти женщины сошли с кораблей и отправились искать жилых мест, – разграбили первый попавшийся им табун лошадей и затем, сев на них, начали грабить имущество скифов.

-------------

93) Амазонки – безгрудые. По сказаниям древних писателей, амазонки (женщины-воины) у новорожденных мальчиков изувечивали ноги и руки и таким образом держали их неспособными к войне; у девочек они выжигали правую грудь, чтобы она не мешала им впоследствии владеть оружием. От этого обычая амазонки и получили свое название.

- 114 -

Амазонки.

Амазонки.Военная история.

Последние не знали, откуда появились эти новые враги, и были в большом недоумении. Приняв их сперва за мужчин, как бы однолеток, они вступили с ними в бой, но потом, осмотрев убитых, убедились, что имеют дело с женщинами.

После этого, посоветовавшись между собою, скифы решили больше их не убивать и послали к ним самых молодых из своих воинов в том приблизительно числе, из какого, как они полагали, состоит войско амазонок. Молодые люди расположились лагерем вблизи стана амазонок. Когда те увидели, что скифы пришли не с целью напасть на них, то не стали обращать внимания на пришедших, и с каждым днем эти два лагеря все больше и больше сближались. Молодые люди, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и доставали себе средства к жизни охотой.

Около полудня амазонки, в одиночку или вдвоем, удалялись от лагеря… Скифы это заметили и стали делать то же самое. Один из них решился подойти к амазонке, которая была одна. Она не оттолкнула его… Потом, продолжает Геродот, амазонка, не зная языка скифов, жестами дала понять новому знакомому, что завтра она придет с подругой, с тем чтобы и он привел товарища. Так и сделали. Остальные юноши, узнав об этом, последовали их примеру и привлекли к себе всех амазонок. Наконец оба лагеря смешались и стали жить сообща, каждый мужчина с той женщиной, с которой он впервые сошелся. Скифы никак не могли изучить языка амазонок, между тем как последние живо привыкли к языку своих мужей. На предложение молодых скифов возвратиться всем им к их согражданам, амазонки отвечали:

– Мы никогда бы не могли жить с женщинами вашего племени, так как привыкли употреблять лук, метать дротики и ездить верхом. Мирные женские занятия нам неизвестны. Если вы желаете, чтобы мы остались вашими женами, и хотите поступить справедливо, то отправляйтесь к вашим родителям, потребуйте от них вашу часть состояния и возвращайтесь жить с нами.

Молодые скифы так и сделали.

Тогда амазонки сказали им:

- 115 -

– Нам очень неудобно жить в этой стране после того, как мы отняли вас у родителей, а также и опустошили их поля. Но так как вы дорожите нами, как вашими женами, то сделайте вот что: оставим эту страну, перейдем Танаис (Дон) и будем жить по ту сторону этой реки.

Это предложение было принято юными скифами. Перейдя Танаис, они шли три дня к востоку и три дня от Меотийского моря к северу и, придя на то место, где теперь, т.е. во время Геродота, они живут, основали там свои поселения. С тех пор, заканчивает Геродот, женщины савроматов, т.е. переселенцев скифов, женившихся на амазонках, сохраняя свой прежний обычай, ездят верхом на охоту вместе с мужьями и без них, сопровождают их на войне и носят одинаковое с ними платье. Основной язык савроматов скифский, но испорченный с самого начала, так как амазонки никогда не могли вполне правильно изучить скифского языка.

На счет свадеб у них существует обычай, воспрещающий девушке выходить замуж, пока она не убьет хоть одного врага".

Так говорит об амазонках "отец истории", великий Геродот. Правда, в его повествовании много фантастического, но есть и доля истины.

Гелланник, современник Геродота, говорит (/pagm. 84) о нападении амазонок с берегов Азовского моря на Аттику.

Лизий (459–390 гг. до Р. X.) пишет:

"Амазонки первых времен были дочери Арея (бог войны у скифов – Марс) и жили на берегах Фермодонта. Они были единственные из всех окружающих их народов, носили железное оружие и первые стали ездить верхом. При помощи лошадей они брали в плен бежавших противников совсем неожиданно, т.к. те не знали еще верховой езды, и оставляли далеко за собой тех, которые их преследовали. За свое мужество, по своему телосложению они считались скорее мужчинами, чем женщинами, ибо казалось, что они более превосходят мужчин своим мужеством, чем отличаются от них внешним видом".

Амазонки в бою.

Амазонки в бою. Барельеф

Философ Платон (429–348 гг. до Р. X.) об амазонках сказал более правдиво: "Я узнал из древних мифов и поверил, а что касается нынешнего положения, то к слову сказать, даже знаю, что бесчисленное множество женщин, называемых "савроматидами", живет между народами, окружающими Понт.

- 116 -

Они не только ездят верхом, но и носят луки и всякое оружие и упражняются в их употреблении в строю так же, как мужчины" (De legibus, VI, р. 805).

Амазонка

Амазонка.

Не умолчал об амазонках и Страбон:

"Говорят, что амазонки живут в горах (Кавказских), возвышающихся над Албанией… Они жили смежно с гаргареями по северному скату той части Кавказа, которая известна под названием Громовых гор. Тут в течение не менее месяца в году амазонки занимались садоводством, посевами, скотоводством, но преимущественно разведением лошадей. Самые отважные из них промышляли охотою и занимались военными упражнениями. Все они с малолетства выжигали себе правую грудь, чтобы свободней действовать рукою при разных эволюциях, а в особенности при метании копья. Кроме этого оружия они употребляли также лук, сагарис – двойную боевую секиру и щит и делали себе шлемы, панцири и пояса из шкур диких зверей. При наступлении весны они отправлялись на ближайшую гору, отделявшую их от гаргареев, и оставались там два месяца. С своей стороны и эти последние, следуя древнему обычаю, поднимались туда же. Соединившись с амазонками, они вместе приносили богам жертвы, после чего в тайне ночи соединялись без разбора… Происшедшие таким образом дети делились по их полу: девочки оставались при матерях, а мальчики возвращались отцам…" (VI, 5).

О происхождении этого женского военного сословия Диодор Сицилийский (I в. до Р. X.) повествует:

"Когда амазонки поселились у Фермодонта, где женщины наравне с мужчинами занимались военными делами, говорят, что одна из них, облеченная в царскую власть, отличалась силой и храбростью. Она составила из одних женщин войско, обучила его и победила несколько соседних народов. Когда ее военная способность и слава возросли, то она стала беспрестанно предпринимать походы против соседей. Счастье ей благоприятствовало, и она стала выдавать себя за дочь Арея, мужчин же заставляла прясть шерсть и исполнять всякие черные работы. У новорожденных мужского пола амазонки изувечивали ноги и руки и таким образом делали их негодными к войне. Царица эта, отличавшаяся умом и военными способностями, основала у устьев Фермодонта большой город Фемискиру, с роскошным дворцом. Она также покорила все народы до Танаиса. В одном сражении царица эта пала геройской смертью.

- 117 -

Дочь ее, наследовавшая престол, подражала матери и даже превзошла ее своими подвигами. Отправившись в поход в землю, лежащую за Танаисом, она покорила все тамошние народы до Фракии. Потом завоевала большую часть Азии и распространила свое могущество до Сирии…" (II, 45, 46).

Принимать подобные рассказы на веру полностью едва ли есть основание. Достоверно лишь то, что у скифских народов или саков женщины при нападении врагов сражались вместе с мужчинами. Это и послужило поводом сочинять рассказы об амазонках, как об отдельном военном сословии. Хотя, признаться, в то отдаленное героическое время, когда борьба за существование была обострена до крайности, могла возникнуть подобная община по инициативе такой сильной духом женщины, которую описал Диодор Сицилийский. Но все эти сказания древних историков страдают одним общим недостатком – это отсутствие даты, т.е. они не указывают времени действия этих лиц, употребляя часто при этом излюбленное выражение "говорят", а кто говорит, умалчивают.

Дон или Танаис некоторыми древними писателями назывался Амазонией. Название же Танаиса, как говорит Псевдо-Плутарх, историк I в. по Р. X., получил по следующей причине. У одного героя-богатыря по имени Беросса (Бе-росс) от амазонки Лисиппы родился сын, которого назвали Танаисом. Рожденный возмужал и стал проявлять великие военные способности, был во всем воздержан и ненавидел женщин, поклоняясь лишь одному богу Марсу. Но Венера возбудила в нем любовь к собственной матери. Вначале он мужественно боролся с своею страстью, но наконец больше не мог владеть собой и, желая остаться невинным, бросился в реку Амазоний, отчего последняя и получила название Танаиса (Танаис. Гл. XIV; 1–2).

Понятно, приведенное Псевдо-Плутархом сказание есть легенда, но для нас она имеет громадное значение, так как пророчески подсказывает быт нашего древнего казачества, этих богатырей-девственников, поклонников Марса, отстаивавших в течение многих веков свободу и независимость родной земли.

В книге Фл. Вописка "Жизнь божественного Аврелиана" читаем: "В триумфальном шествии Аврелиана шли со связанными руками взятые в плен иберы (грузины), персы, геты, аланы и сарматы. Вели также 10 женщин-гетеянок, которые сражались вместе с мужчинами; многие другие были убиты.

- 118 -

Надпись на триумфальной арке гласила, что женщины эти из племени амазонок" (158, 1).

Тут вся разгадка легенды об амазонках. Женщины гетов сражались вместе с мужчинами. Женщины савроматов, как говорит Николай Дамасский (171, XXI, ХХII), также сражались вместе с мужчинами и были так же воинственны, как и их мужья. Русские женщины сражаются и теперь (1915 г.) в рядах русской армии. В XVI и XVII ст. жены и дочери донских казаков шли в битву с врагами наравне с мужчинами. Это явление на Дону было обыкновенное.

Амазонка

Амазонка ХVІІ века.

Во время знаменитого "Азовского сиденья" в 1641 г. в битве с турками участвовало до нескольких сот женщин. А ведь их никто и не подумал назвать амазонками. Древние авторы были позабыты, а новые нашли другой способ выражений. Но между древними историками есть и такие, с которыми приходится серьезно считаться. О них мы и будем говорить.

Диодор Сицилийский, историк I в. до Р. X., пользовавшийся всеми современными данными для составления своей "Исторической Библиотеки", говорит, что Александр Македонский в своем победоносном шествии из Закаспийского края двинулся на запад и вступил в Гирканию, расположенную на южном берегу Гирканского (Каспийского моря), и приближался к столице этого царства Задракарт, где ныне Астрабат. Фалестрия, царица амазонок, владевшая всей землей от р. Фазиса (Риона) до Фермодонта, почти до нынешнего Синопа, пожелала встретиться с ним на дороге. Она была замечательной красоты и обладала необыкновенной физической силой, но еще больше славилась своими военными подвигами. Оставив свое войско на границе Гиркании, Фалестрия взяла с собою только 300 амазонок, одетых в военные доспехи. Александр удивился столь необыкновенному посещению и спросил, для какой надобности она явилась. Царица смело ответила, что она желает от него иметь ребенка, так как он превзошел всех мужчин своими подвигами, сама же она превосходит всех женщин своею силой и храбростью. Таким образом она надеялась, что рожденный от них ребенок превзойдет всех людей в мире. Александр согласился на такое предложение и подарил Фалестрии 13 дней, после чего отпустил ее с богатыми дарами (II, 43–16. IV, 5, 24).

- 119 -

Квинт Курций Руф, в своей "Истории Александра Великого" (VI, 8, 35) к приведенному сказанию Диод. Сицил. добавляет, что как только Фалестрия увидела Александра, то тотчас же соскочила с лошади и, держа в правой руке перед собою два дротика, смело приблизилась к царю. За ней стояли 300 других женщин. Платье амазонок не совсем покрывало их тело: левая сторона у груди была обнажена, остальные части были прикрыты до колен. Фалестрия смело смотрела на Александра, без сомнения, удивляясь, что его наружность не соответствует громкой славе. Когда спросили царицу о цели ее прибытия, она без всяких околичностей сказала, что приехала прижить от него детей и что считает себя достойной быть матерью его наследников; что если у нее родится дочь, то она оставит ее у себя, а сына возвратит отцу. Александр спросил, не желает ли она сопутствовать ему на войне; Фалестрия отвечала, что она никого не оставила управлять своим царством и настоятельно просила, чтобы он не обманул ее надежд и ожиданий. Александр склонился на ее предложение, после чего продолжал свой поход в землю парфян, а Фалестрия возвратилась в свое государство на юго-восточные берега Черного моря. О результате этого исторического свидания древние историки, к несчастью, умалчивают.

* * *

Итак, скифы-сарматы, они же саки, чиги-геты, геты-Руссы, массагеты, варяги-Руссы, черкассы-казахи, азы или ясы, аланы-роксоланы и другие народы, населявшие берега Азовского, Черного, Мраморного и Каспийского морей, Переднюю Азию и нижнюю Италию были славяне, разделявшиеся на многие независимые племена и имевшие свою высокую культуру и письменность. Военное сословие этих племен называлось гетами или готами, а в Приазовье азами, казами, касогами, касагами, казахами или казаками от аз и сак. Дальше мы докажем, что и гунны и хазары-беловежцы были также славяне, называвшие себя на своем языке аз.

Геродот говорит, что самые умнейшие люди, которых он знал, были скифы.

Страбон также признает скифов высоко нравственным народом и говорит, что если они приняли что-либо дурное в свой обычай, то заимствовали это у греков и римлян.

- 120 -

Скифы изобрели сталь, огниво (скифский мудрец Анахарсис), нелинючие краски, выделку сыромятных кож и юфти; им было известно бальзамирование трупов, музыка, живопись, ваяние и проч.; им же принадлежат и первые горные работы и разные открытия и изобретения. Адам Бременский утверждает, что скифам был издревле (раньше греков) известен греческий огонь, который они называли вулкановым горшком.

Все древние историки утверждают, что скифы были лучшие воины, а Свидас свидетельствует, что они издревле имели в войсках знамена, чем доказывается регулярность в их ополчениях, а у гетов Передней Азии на знаменах и на щитах был герб, изображавший двуглавого орла, принятый Россией в XV в. как наследие своих славных предков.

Называя славян скифами, греческие историки (Геродот, Эратосфен и др.) сами сознаются, что имя это не есть собственное названного народа, а дано им понтийскими греками от носимых ими кожаных щитов, как и имя сколоты – щитоносцы. Такое же распространенное название носили собственно южные скифы, по их вооружению – саки от сечь, сечники, секирники, вооруженные сакарами или секирами. Славянами себя называли от любви к славе, отчего собственные имена своих героев в большинстве случаев соединяли со словом "слава" и "честь": Ярослав, Владислав… Собственное же имя их, как наиболее древнее, по религии Рось, Рос, Русь, Рса – роса, вода – поклонники воды, росы, от чего произошли и их древние боги: Водан, Водяной, русалки (водяные девы) и др.

Этим и объясняется, почему в договорах Олега и Игоря с греками всегда сопоставлялось крестьянину или христианину (греку) имя Рус, Русин, т.е. сопоставлялось две религии.

Военное сословие Руссов всегда носило название Гет.

..................................................................

Источник: http://constitutions.ru/archives/2732/5

Posted by MaxPJ
декабря 19, 2009

Царица амазонок Фемискира была мужественна и сильна. Составив войско из женщин, она сама обучила их военному мастерству и покорила соседей. Приобретая все большую славу, она постоянно делала набеги на соседние племена и, возгордившись успехами и военными удачами, заставляла мужчин прясть и вести остальные домашние дела.

Детям мужского пола амазонки калечили руки и ноги, чтобы сделать их непригодными к военной службе, а у девочек выжигали правую грудь, чтобы в пору телесной зрелости она не выдавалась и не мешала в битве. По этой причине племя амазонок получило свое название. Девиц с юного возраста приучали к охоте, каждый день занимаясь военным искусством. Они носили широкие пояса, стягивая талию и грудь.

Царица амазонок построила большой город при устье реки Гермодонт, назвав его своим именем Фемискира. Там у нее был прекрасный дворец. Во время походов она требовала непререкаемого подчинения. Амазонки покорили всех соседей до реки Танаис.

Новая царица Танаиси – дочь Фемискиры – покорила все племена вплоть до родной Фракии. Один раз в год амазонки поднимались в горы к мужчинам из соседнего племени и вступали в сношения под покровительством ночи, выбрав себе того, кто им был по нраву. Родившихся мальчиков отдавали этому племени, девочек оставляли себе.

Затем царица Танаиси захватила большую часть Азии и распространила свое владычество до Сирии. После того как она погибла в бою, родственницы, наследуя царскую власть, правили достойно и возвысили еще больше славу и могущество племени амазонок!

Вторгся на Кавказ Александр Македонский, покорились ему местные народы: скифы, иберы, халдеи, агриофаги. Возвратился император в Гирканию. И прибыла к нему царица амазонок по имени Фалестрия – ее владения простирались между Фасисом и Гермадонтом. Она отличалась красотой, телесной силой и удивляла соплеменников отчаянной храбростью. Оставив свое войско на границах Гиркании, она прибыла с отрядом в 300 воительниц – амазонок, облаченных в боевые доспехи.

Александр удивился неожиданной гостье, еще больше поразила его красота Фалестрии. Он спросил учтиво, по какой надобности она прибыла к нему.

Фалестрия заявила, что пришла с целью иметь от него ребенка. Он, по ее словам, превзошел своими подвигами всех мужчин. Она же превосходит по красоте, силе и храбрости всех женщин. Поэтому ребенок, который родится от двух властелинов, превзойдет доблестями всех людей!

Александр Македонский принял ее предложение и провел с Фалестрией тридцать дней, после чего отправил с богатыми дарами на родину.

**************************************************************

Тороп С.О. Скифские воительницы. (в формате .pdf)

Тороп С.О.
Биолог, краевед
г. Никополь, Украина

**************************************************************

Амазонки

Опубликовано здесь

Вопросом Амазонок задавались еще древние греки. Уже тогда рассказы об этих воинственных женщинах обрастали многочисленными «авторскими дополнениями», приобретая то героически-привлекательные, то откровенно отталкивающие черты. Наверное, многим известна легенда об Александре Македонском и его удивительной посетительнице, назвавшей себя царицей, правившей всеми между Кавказом и рекой Фазис. Великий завоеватель был удивлен обликом гостьи, который так не подходил для царственной особы, но еще больше его удивила цель визита – она хотела зачать дочь, которая в будущем должна была стать прекрасной воительницей. Той таинственной посетительницей была царица амазонок Фалестрис. Эту историю поведал римский писатель Курций Руф через 400 лет. Но другой биограф Македонского, Арриан, полностью опровергает слова своего коллеги, ссылаясь на отсутствие данных об этой довольно-таки интересной подробности жизни великого полководца у других писателей. Уже тогда сказания о девах-воительницах считались легендой… Даже само их название – и то вызывает споры.

Много историков как современных, так и древних считали, что этот термин пошел от слова «безгрудые», так как амазонки выжигали левую грудь, чтобы удобнее было стрелять из лука. Их оппоненты ссылаются на то, что хоть облик амазонок меняется от безобразных фурий до прекрасных дев, они всегда были с двумя грудями. Есть версия, что они названы так потому, что не кормили детей грудью. По еще одной версии название племени пошло от греческого словосочетания «a-mazo», то есть – без ячменя, объясняя это тем, что амазонки были кочевниками и не выращивали хлеба. Вот в чем сходятся историки, так это в оружии, которым пользовались амазонки. Считается, что они чудесно стреляли из лука верхом и владели двойным боевым топором. Так были ли они на самом деле? Давайте, сначала немного истории. О происхождении амазонок задумывались уже великие историки древности, часто, правда, споря друг с другом, потом эстафету подхватили более поздние исследователи, вплоть до наших современников. В большинстве фактов они все же сходятся. Когда-то, как считают многие историки, власть в племени принадлежала женщинам, но с переходом к земледелию и скотоводству главенство захватывали мужчины, женщин же постепенно вытесняли из общественной жизни, пока они не стали заниматься исключительно домашним хозяйством.

Им же занимались рабы, поэтому женщины сами были низведены почти до рабского положения. Намного дольше сохранялось равноправие в кочевых племенах. Исторические источники повествуют о том, что женщины многих народов могли охотиться и защитить себя и детей от врагов, пока мужчины воевали или кочевали со стадами. Например, путешественник Карпини даже в 13 веке отмечал, что половецкие женщины наравне с мужчинами ездят верхом и стреляют из лука. В народном фольклоре тоже сохранились воспоминания о матриархате. Существует древнерусская былина про бой богатырши Настасьи Микулишны с Добрыней Никитичем. Настасья победила богатыря и уже хотела сунуть его в седельную сумку, но передумала и решила стать его женой. Есть подобная германская легенда о Брюнхильде, которая была согласна выйти замуж только за того, кто победит ее. К тому же, многие верховные божества, которые олицетворяли плодотворные силы природы, первоначально были женского рода и лишь позже стали мужчинами. У некоторых народов (ирландцев, индусов) божествами войны были женщины.

У древних славян, германцев, кельтов женщины были равноправными с мужчинами, а у некоторых племен только они могли лечить и заниматься магией. Возможно, так называемые амазонки принадлежали к особому жреческому сословию, который хранил и передавал потомкам секреты боевого искусства, кто знает?.. Но вернемся к истории. В древних Афинах женщины уже с 600 г. до н.э. не имели права не то что принимать участие в политической жизни страны, а даже ходить в театр или на спортивные соревнования. Тем более странным было то, что про мужество амазонок и их умение воевать античные авторы вспоминают с почтением и уважением. Откуда же они, все-таки, взялись? Геродот считал, что они отделились от скифов, мигрировали, потом, после Троянской войны, часть амазонок опять соединились со скифами, так получилось племя савроматов, где женщины пользовались равноправием. В истории возникновения этого племени тоже есть много загадочного. Амазонки несколько раз осаждали Афины, но были отброшены.

Окончательное поражение девы-воительницы получили во время Троянской войны, после чего уцелевшие и оставшиеся на свободе, ушли в ущелья современного Северного Кавказа. Некоторые историки утверждают, что их встречали там вплоть до 17 века. Отчасти эту гипотезу могут подтвердить и легенды, и исторические факты. Вот некоторые из них. Игра по-крупному началась с того, что Гераклу было поручено достать пояс царицы амазонок Ипполиты (или Антиопы), дочери Ареса, который делал ее неуязвимой для любого оружия. Несмотря на опасения, это ему удалось очень даже успешно – царица сама отдала ему пояс. Все бы хорошо, но тут вмешалась мстительная Гера, надоумив амазонок убить Геракла. Ему пришлось спасаться бегством вместе с Антиопой. Им удалось бежать в Афины, которыми управлял в то время Тесей, но и там их не оставили в покое. Ипполита и Тесей полюбили друг друга и даже хотели жениться (или уже женились). Но тут, решив, что их царицу обижают, девушки бросились спасать Антиопу, в пылу погони не замечая, что та не особо в этом нуждается. Амазонки осадили город, началась кровавая битва в которой и погибла Ипполита, сражаясь на стороне Тесея (хотя есть и другие версии ее гибели).

Кстати, есть исторические доказательства того, что эта битва была на самом деле – свидетельства историка и философа Плутарха. Он побывал в Афинах, видел памятники, захоронения амазонок, описал праздники и жертвоприношения в честь воинственных дев, сражавшихся под стенами Афин. Вторым кульминационным моментом в истории амазонок было их участие в Троянской войне. Воинственные девы снова возгорели желанием отомстить за свою царицу (только непонятно, за что они собирались мстить) и бросились на помощь почти поверженным троянцам. Ситуация на поле битвы кардинально изменилась. Но тут появился Ахилл, он смертельно ранил предводителя троянских союзников и сорвал с него шлем. Предводителем оказалась прекрасная Пантеселея, в которую Ахилл сразу же влюбился, но сделать уже ничего не смог. Теперь до конца жизни его сжигала тоска по любимой, которую он сам убил. Пантеселея же стала образом любви, которая побеждает даже смерть… Амазонки под Троей были разбиты окончательно, оставшиеся в живых и на свободе скрылись или рассеялись среди других народов так, что от них не осталось даже следа. Так бы и остались сказания об амазонках всего лишь сказками, но тут свое веское слово сказали археологи.

Сначала Шлиман раскопал Трою, это показало, что у последнего и самого яркого выступления амазонок есть историческое подспорье. Потом в 1928 г. на берегу Черного моря ученые раскопали могилу князя, который был погребен в полных доспехах и во всеоружии, а также с двойным топором. Каким же было удивление археологов, когда «князь» оказался женщиной. В 1971 г. на Украине было найдено захоронение женщины, в могиле которой находились оружие и сокровища, а также скелеты двоих убитых мужчин. В 1993-1997 гг. могилы вооруженных женщин были найдены в Казахстане, их возраст – около 2500 лет. Кто это были? Царицы амазонок?  К сожалению, на этот вопрос нельзя ответить однозначно, пока не будут проведены раскопки в устье реки Фермодонт, где была столица царства амазонок. Пока что точно можно утверждать лишь то, что в древности, да и в более поздние времена существовали женщины, которые могли защитить себя. Но амазонки не пускали мужчин в свою жизнь и, возможно, именно из-за этого исчезли без следа, ведь мужчина и женщина могут существовать только вместе.

..................................................................

Веле Штилвелд - ІСТОРІЯ: Амазонки - українки?

Сегодня в обществе актуализируется гендерный фактор. Судите сами: 30 процентов заключенных в Украине - женщины, а на политическом Олимпе нашего государства - женщины представлены всего тремя процентами. То же самое и в других elite нашего, поистине хромого общества!
В русских былинах у князя Владимира очень часто пируют 'поляницы, девушки молодецкие'; рассказчик так объясняет это слово: 'Поленичы - это были лихие воины-женщины, богатырского роду, воинству обучены "(Былины Севера т 2 N110, М / Л 1951) , В былинах о Дунае, поленицею выступает его жена; и Дунай, и поленицы превращаются в реки.
В сказке Афанасьева (N173) 'девушка, которой с рук и с ног вода течет: кто этой воды выпьет - на тридцать лет моложе станет (вариант - хозяйка молодильных яблок) выезжает со своим войском в зеленые луга тешиться - все войско из одних девушек набрано '. Наконец, из Китежа и оз. Светлояром связана некая девка-Турка, хозяйка зверей и предводительница женского войска (Град Китеж. Горький 1985); можно предположить, что с Светлояром было связано представление о входе в нижний мир. (См. Комарович 'Китежська легенда' М. 1936; Блинков и др.. Сов. Етногр. N4, 1973). Тема полениць в русском фольклоре требует дальнейшего исследования.
Как амазонки прибыли на славянские земли.
В 'Илиаде' амазонки воюют с Троей против греков, пока Ахилл не лишает их боевого духа, убив царицу воительниц Пенфесилею. Историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал, что амазонки, в результате, расселились в Скифии и смешались со скифами, а их потомков стали называть савроматами.
Из более поздних источников мы узнаем больше сведений о племени амазонок. Например, Диодор Сицилийский, живший в I в. до н. э., утверждал, что амазонки обитали не в Малой Азии, а в Ливии.
Геродот рассказывает, что после битвы эллинов с амазонками в Троянской войне эллины захватили их в плен и везли на трех кораблях.
Но амазонки перебили всех греческих воинов. Не зная, как управлять кораблями, они, принесении волнами и ветром, прибыли к берегам Меотийского озера и высадились на земле свободных скифов у каких-то Кремен. Похитив у скифов табун лошадей, амазонки начали грабить их страну.

(прим. из оринигала статьи, перевод ниже)
"Скіфи ж не могли зрозуміти, – писав Геродот, – в чому справа: адже ні мови, ні одягу, ні самого племені вони не знали й були в подиві, звідки ті прийшли; їм здавалося, що амазонки – це чоловіки юного віку, і тому вони вступили з ними в битву. Коли скіфи оволоділи трупами, що залишилися після битви, вони дізналися, що це були жінки. Порадившись, вони вирішили більше їх не вбивати, але послати до них наймолодших своїх чоловіків, числом приблизно стільки ж, скільки було амазонок. Ті повинні були отаборитися поблизу них і робити те ж, що і вони робитимуть.
Якщо ж амазонки стануть їх переслідувати, то не вступати в битву, і ухилятися; коли ж ті зупиняться, вони повинні наблизившись, стати табором. Скіфи задумали це, бажаючи, щоб від цих жінок народилися у них діти.
Послані хлопці стали виконувати доручене. Амазонки зрозуміли, що ті прийшли без жодного злого наміру, і не стали звертати на них уваги; і з кожним днем скіфи наближали свій табір до табору амазонок. Як і амазонки, хлопці не мали нічого, окрім зброї і коней, і вели такий самий спосіб життя, що й вони, займаючись полюванням і грабіжництвом. Амазонки в полуденну годину розходилися по одній і по дві, розсіваючись для природних потреб далеко один від одного. Дізнавшись про це, і скіфи стали робити те ж саме. І хтось наблизився до однієї з них, що залишилася наодинці, і амазонка не відштовхнула його, а зовсім навпаки, дозволила вступити з нею в зв'язок. Вона показала жестами (адже вони не розуміли мови один одного), щоб він наступного дня прийшов на те ж місце і привів іншого, і що вона також приведе іншу. На другий день хлопець прийшов на те ж місце й іншого привів, і знайшов амазонку, що чекала разом із іншою. Коли решта хлопців дізналася про це, вони також “приручили” решту амазонок.
А після, з'єднавши табори, вони стали жити разом, і кожен вибрав собі в дружини ту, з якою він вступив в зв'язок із самого початку. Чоловіки не могли вивчити мову жінок, жінки ж засвоїли мову чоловіків. А після того, як вони зрозуміли один одного, чоловіки запропонували амазонкам повернутися разом з ними до їхнього народу. Але волелюбні воячки не захотіли жити в племені, де заняття жінок – домашнє господарство: вони не хотіли ні суперечити місцевим звичаям, ні міняти свої. І вони разом з чоловіками переправилися через річку Танаїс і стали жити самі по собі.
Так, по легенді, з'явився народ савроматів, що говорять на скіфській мові з помилками, оскільки амазонки засвоїли її неправильно.
З того часу дружини савроматів дотримувалися стародавнього способу життя, виїжджаючи на полювання на конях і разом з чоловіками, і окремо від мужів; вони також ходили на війну і носили той самий одяг, що й чоловіки. І ніяка дівчина не виходила заміж перш, ніж не уб'є чоловіка з числа ворогів.»

'Скифы же не могли понять, - писал Геродот, - в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки - это мужчины юного возраста, и поэтому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они узнали, что это были женщины.
 Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать.
Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в битву, и уклоняться, а когда те остановятся, они должны приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети.
Посланные ребята стали выполнять порученное.
 Амазонки поняли, что те пришли без всякого злого умысла, и не стали обращать на них внимания; и с каждым днем ??скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Как и амазонки, ребята не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели такой же образ жизни, что и они, занимаясь охотой и грабежом.
 Амазонки в полуденный час расходились по одной и по две, рассеиваясь для естественных надобностей далеко друг от друга. Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, а совсем наоборот, позволила вступить с ней в связь.
 Она показала жестами (ведь они не понимали языка друг друга), чтобы он на следующий день пришел на то же место и привел другого, и что она также приведет другую. На другой день мальчик пришел на то же место и другого привел и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные ребята узнали об этом, они также "приручили" остальных амазонок.
А после, соединив лагери, они стали жить вместе, и каждый выбрал себе в жены ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужей. А после того, как они поняли друг друга, мужчины предложили амазонкам вернуться вместе с ними к их народу.
 Но свободолюбивые воительницы не захотели жить в племени, где занятие женщин - домашнее хозяйство: они не хотели ни противоречить местным обычаям, ни менять свои. И они вместе с мужчинами переправились через реку Танаис и стали жить сами по себе.
Так, по легенде, появился народ савроматов, говорящих на скифском языке с ошибками, поскольку амазонки усвоили его неправильно.
 С того времени жены савроматов придерживались древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужчинами, и отдельно от мужей; они также ходили на войну и носили ту же одежду, что и мужчины. И никакая девушка не выходила замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов.
Следы амазонок можно отыскать не только в текстах древних авторов. Сейчас есть и материальные свидетельства того, что они были.
На Кавказе, в Северном Причерноморье и в других местах найдены захоронения женщин, где наряду с бусами на истлевшей нити лежали боевые ножи, щиты и оружие - то, что служило воительницам в этом мире и должно было сопровождать их на пути в иной мир . Вместе с оружием часто обнаруживают и остатки сбруи: разве амазонка может быть без коня?
Историк Эфор излагает другую версию происхождения амазонок: когда савроматы отправились воевать, их жены, возмущенные тем, что мужчины их бросили, перебили всех мужчин, оставшихся и приняли ломать ноги мальчикам, чтобы те не отобрали у них власть. (Косвен, 1947 N2, С35).
Бернхард Кайзер, немецкий историк-любитель, живет в Крефельде и уже около 9 лет изучает античные предания о стране амазонок, женщин-воительниц.
Переворачивая горы научных фолиантов, изучая античные и средневековые карты в поисках прародины амазонок, Кайзер не на шутку увлекся историей славянских племен, их обычаев, преданий, происхождением их языческих верований и географических названий. Особенно его интересует происхождение географических названий русского севера.
По мнению исследователя, легендарный край амазонок мог находиться где-то на территории современной России.
Сравнение современных названий на карте Поморья, их переводов и оттенков в различных языках привело автора к отголосков преданий о прекрасных воинственных женщинах, какими представляли амазонок.
Оказалось, что и в современном польском и в, исчезнувшему ныне славянском диалекте - кашубский, а также в древненемецкого языке, близком к ним, чем к современной немецкой, некоторые из привычно звучащих для нас названий, так или иначе связаны с женщинами.
Кроме того, самому историку казалось самым подходящим местом для обитания амазонок именно Россия, женщины которой, как известно, могут и коня на бегу остановить, и в горящую избу, войти ...
Археологи все чаще убеждают нас, что за самым фантастическим мифом может стоять историческая достоверность.
На юге России, на Украине, в древних захоронениях одного, сравнительно недавнего периода истории, находят много останков женщин, погребенных в полном боевом снаряжении. Легендарные амазонки, будто воюют снова, теперь уже из могил, за свое место в истории.
В первом тысячелетии до нашей эры, на территории современной Курской области, кочевали орды кочевников-сарматов. Выносливые люди на выносливых лошадях всю жизнь проводили в движении, перегоняли свой скот, питались его мясом, пили молоко кобылиц, постоянно сражались и находили постоянную обитель лишь в могильных курганах.
 Немало курганов сарматских и в Курской области ...
В современном мире, в рамках канонизированных исторических знаний, где воевали и воюют в основном мужчины, хорошо организованное племенное сообщество женщин-воительниц кажется нелепым. А потому долгое время ученые не обращали внимания на доспехи и оружие в женских захоронениях савроматов.
Оружие, мол, могла быть и ритуальным - для боев в мире ином, а не в этом.
Но женские черепа со следами рубленых ударов, плечевые кости, проколотые или с наконечниками стрел, торчащие в них, - это явно останки воинов.
В 1994 г., нашли могилу совсем юной девушки, лет четырнадцати, погибшей от оружия. Рядом - боевой кинжал с небольшой рукояткой, явно сделанный по девичьей руке, боевой топор, множество наконечников от когда полного колчана со стрелами ...
Если в женских могилах сарматских этого периода - обилие предметов, то в мужских - почти ничего. В одной найден только горшок, в нескольких других мужчины захоронены с ребенком на руках ... Бедность мужских могил еще больше наводит на мысли о матриархате ...
Савроматы не оставили ни письменных источников, ни строений.
Все сведения о них добыты или при раскопках захоронений, или почерпнуты у древнегреческого историка Геродота, которому даже его современники не очень-то доверяли. Он же, после своего путешествия в 450 г. до н.э. по Северному Причерноморью записал рассказы тамошних греческих колонистов о странном племени савроматов женщин-воительниц.
Они разъезжали по степи верхом на лошадях, свирепо сражались, метко стреляя из лука. Никто из них не выходил замуж, пока не убивал врага. Если у амазонки рождался мальчик, его тут же убивали.
Черноморские греки называли их 'иорпаты' (мужеубийцы), но историк привел и другое насмешливое название - амазонки, от греческого амазес (безгрудая).
Они якобы лишали себя одной груди (правой), чтобы лучше стрелять из лука - ее прижигали каленым железом еще у маленьких девочек ... В мифах амазонки показаны как лютые враги древних греков, которые посмели однажды напасть на Афины, как племя, враждебное мужчинам вообще, с которыми они общались только для продолжения рода ...
Почти каждая легенда о битве греков с амазонками кончается гибелью или посрамлением красивых, но свирепых воительниц, что посмели мериться силами с греческим героем. Но это в мифах, а у Геродота как раз наоборот - женщины чаще побеждали. Бывших противников они брали себе в мужья, и те делили с ними тяготы кочевой жизни и войн.
Вот и разберись, где правда ...
Очень скоро после Геродота все сказанное им об амазонках сочли ерунды. 'Кто поверит, - насмешливо заметил греческий географ Страбон, - что когда-то могла существовать армия женщин, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов.
Рассказать такое, все равно, что заявить, будто в те времена мужчины играли роль жен, а жены - мужей "... Вот она, наша неистребимая мужская самоуверенность.
Благодаря археологическим открытиям хотя бы частично восстановлена ??добрая репутация Геродота, которого уже более двух тысяч лет называют не только отцом истории, но и отцом исторических вымыслов. Последние из погребений амазонок савроматов относятся к периоду от IV до II века до новой эры.
Дальше пошел уже чисто мужской мир - женщины степей утратили власть, и она перешла к их сыновьям и внукам.
Как выглядели воительницы савроматов? В представлении большинства, древние кочевники принадлежали к расе монголоидов '... с раскосыми и жадными очами'. Так вот, савроматы (а следовательно, и амазонки) были европеозы и в этом смысле мало чем отличались от нас с вами.
Скажем прямо: вряд ли они соответствовали нашему сегодняшнему "киношному" представлению, да и покладистым характером наверняка не отличались. Хотя у древних греков они часто изображены сидящими на лошади или боком, или с ногами, закинутыми на круп лошади.
Греки рисовали и лепили амазонок, не отступив от своего взгляда на женскую красоту.
И нарекоша они поляница 'Амазонки могут жить вечно, если будут постоянно убивать.'
Дельфийская легенда последователей Толкиена Теперь, после открытия археологов, ясно, что амазонки как формация существовали. В южноукраинских степях некогда правили женщины, пасли скот, охраняли стада, сражались за свои земли ...
С тех пор все перемешалось на территории, позже обозначенной как Русь: языки, поверья, человеческие гены. Разберись теперь, в ком из нас, жителей современной Украины и России, течет кровь древних воительниц.
Здесь было бы полезно вернуться к мифам, но уже не к греческим, а в наших собственных.
Можно ли среди жалких остатков некогда тщательно вицензурованих дохристианских древнерусских мифов отыскать что-либо о племени женщин-воинов? Оказывается, можно и гораздо больше, чем у других народов. Когда в Древней Руси был обычай, происхождение которого скрыто в глубинах, вполне сопоставимых по времени савроматов и скифов.
Назывался он "поляковання ': одинокий воин выезжал в чисто поле, что тянулось до самого Черного моря, и искал в степи' поединщика 'себе под стать. Пленных не брали, трофеев - тоже, а подтверждением победы были головы противников, выставленные на показ.
Но обратимся к первоисточнику: Едет поляница молодецкая, / / ??Молодецкая поляничища большая, / / ??Конь под ней как сильное гора, / / ??Поляница на коне будто сено стог, / / ??Она палицу булатную подбрасывает / / Да под облако, под ходячее, / / одной рукой дубинку подхватывает, / / ??Как пером-то лебединым ею играет.
У древних греков был свой идеал женской красоты, у наших предков - свой. Это вам не стройная амазонка с древнегреческой вазы или из современного фильма-фэнтези, это женщина серьезная.
Огорчает ее лишь то, что нет ей достойного соперника-поединщика: Когда Владимир князь стольный-киевский / / Мне не даст и противника, / / ??С чиста поля и наездника, / / ??Я приеду тогда в славный Киев-град, / / ??Мужиков всех повирубую, / / ??А все церкви на дым спущу, / / ??Самому князю Владимиру я голову срублю ...
Ни Алеша Попович, ни Добрыня Никитич связываться с поляницей не решились и Илье Муромцу не советовали, но тот не послушался и чуть не лишился головы ... Итак, на известном полотне Васнецова три богатыря, внимательно всматриваются в степную даль, наверняка стараются не проглядеть крупную неприятность в лице очередной удалой поляницы ...
Если верить социологам, современные женщины стран СНГ более напоминают "сильную" половину. Общепризнанно, что они куда лучше мужчин приспосабливаются к обстоятельствам, которые быстро меняются, ответственны, легче обучаются, менее подвержены стрессам.
Удачливые, энергичные бизнес-леди давно не редкость, и если уж они берутся за дело, то тогда - держись.
Возможно, в них просыпаются гены амазонок и Поляница, дремавшие ранее? Тем более, что значительная часть мужской половины создает для этого благоприятные условия - своей прогрессирующей инфантильностью, а то и женственностью. Или уже наступает повторение матриархата?

Похоже, что битвы амазонок продолжаются - не только за место в истории, но и за место под солнцем ...
Повторим же, как заклинание: "Амазонки будут жить вечно, если будут постоянно убивать в себе мужскую лень, спесь, ненависть, злоба, праздность, алчность, корысть, зависть, небрежность ... и Бог знает, еще какую гору, приобретенных на Земле пороков, во имя не только собственного омоложения, но и духовного возрождения Человечества, у истоков которого они и были поставлены". Ведь существует же научное предположение, что именно женщины исторически старше мужчин на добрых четыреста тысяч лет, и этому ищут и находят все новые и новые научные доказательства!

************************************************************************************************

источник http://sarmata.livejournal.com/28930.html

Амазонки на берегах Меотиды

Существует несколько версий о месте проживания племен женщин-воительниц. Например, в трагедии Эсхила "Прикованный Прометей" есть указание, что амазонки обитали на берегах Меотиды (Азовское море), в районе предгорий Кавказа и в Малой Азии (на реке Фермодонт у города Фемискира). Геродот, живший в 5 веке до н.э., считал, что амазонки расселились в Скифии и смешались со скифским населением, а потомки их назывались – савроматы (одно из сарматских племен). 


Об амазонках писали многие писатели древности: Диодор Сицилийский, Плутарх, Страбон и другие. Все они подтверждают уничтожение амазонками правой груди, а также пишут, что амазонки носили одежду, закрывавшую все тело, за исключением левой стороны груди, которая оставалась обнаженной. Короткое, до колен платье воительниц было высоко подпоясанным. Их щит, называемый пельта, напоминал формой лист плюща. Они собственноручно выделывали как свои шлемы, так и скреплявшие их под подбородком ремни. Поверх шлема носили фригийский колпак из войлока (пилеус) с наушниками, спускавшимися до плеч, затыльником и с завязками. На ногах девы-воительницы носили узкие, как трико, штаны (иногда их ноги были обнажены) и зашнурованные сапоги или высокие туфли. Вооружением им служили тонкие копья, щиты в виде полумесяца (редко — круглые). На многочисленных греческих вазах они изображались конными или пешими, вооруженными двухлезвийными топорами - секирами и луками. 


Для древних греков амазонки были вполне реальными людьми. Не менее реальными, чем для нас нынешние жители Судана, Эфиопии или Лаоса. При этом греки придавали амазонкам вполне определенные этнографические черты. Прообразом амазонок могли послужить сарматские женщины, которые наравне с мужчинами участвовали в военных действиях. По утверждениям античных аторов, сарматская девушка не могла выйти замуж до тех пор, пока не убьет одного врага (Гиппократ) или хотя бы не поучаствует в одном сражении (Помпоний Мела).


Миф об амазонках подтверждается археологически. Как я уже писал в одном из постов, в каждом пятом сарматском женском захоронении в Приазовье найдено оружие. В ранних сарматских женских захоронениях находят бронзовые наконечники для стрел, а иногда даже мечи, кинжалы и наконечники копий, причем обнаруживаются захоронения женщин со следами боевых ранений. 


Здесь следует сделать оговорку. Миф об амазонках, безусловно, сложился раньше, чем могли иметь место какие-либо контакты греков со скифо-сарматскими племенами. Об амазонках говорит Гомер в "Илиаде". Подобные мифы существуют у различных народов, что позволяет рассматривать их в качестве архетипа. Но в представлениях греков о женщинах-воительницах (локализация места обитания амазонок, их внешний облик и "материальная культура"), вероятно, отразились реальные черты обитательниц Меотиды. 







Греческий воин и амазонка


Сарматская девушка-воин (по археологическим данным)

 

 

на главную страницу                 на исходную страницу

 

1 |2|3|далее

Сайт создан в системе uCoz