НЕИЗВЕСТНЫЕ                                                                                                         ФАКТЫ
 
на главную страницу     1| 2|3|далее       на исходную страницу
Кратко о статье: Женщины-воительницы из древнегреческих мифов жили вовсе не в бассейне реки Амазонки, а к северу от Кавказа. До недавнего времени они считались вымыслом — пока археологические открытия не показали, что амазонки все-таки существовали. Разумеется, легенды не были верны на все сто — но, тем не менее, именно им мы обязаны разнообразной фантастикой про женщин-воительниц.

Больше, чем женщины

Амазонки — миф, история и реальность

Я совершенно определенно женщина. И это меня радует.

Мерилин Монро

Кто сказал, что у войны не женское лицо? Здоровые мускулистые мужчины с огромными мечами визитная карточка «боевого фэнтези», но плечом к плечу с этой горой мяса и железа всегда стоят женщины. Воительниц, сочетающих в себе женственность и силу, как правило, стесняются. Мужчины избегают проявлять интерес к «агрессивной женщине с мечом», считая это проявлением собственной слабости. Дамы с опаской косятся на тех, кто сменил швабру на копье и при виде дракона теперь не хлопается в обморок, а сноровисто вспарывает ему брюхо.

Большинство художников рисует фэнтезийных «женщин с мечом» абсолютно одинаково, изображая их мускулистыми, полуголыми и стоящими в самых откровенных позах. Впрочем, именно так большинство из нас и представляет себе амазонок. Мы все прекрасно знаем, кто они такие — но лишь в общих чертах и без подробностей. А между тем, в легендах об амазонках есть масса малоизвестных и увлекательных деталей.

Женщины великой реки

Говоря об амазонках сейчас, мы имеем в виду либо полудиких и одетых самым развратным образом представительниц «слабого» пола с развитой мускулатурой и оружием в руках, либо, в современном контексте, — просто независимых и свободных женщин. Откуда взялось в нашем языке это слово? Первое, что приходит в голову — абсолютная созвучность наименования греческих воительниц и реки Амазонка в Южной Америке.

Самую полноводную реку на планете открыл конкистадор Франсиско де Орельяна; он же первым из европейцев пересек Южную Америку в самой широкой ее части. Летом 1542 года отряд первопроходцев якобы увидел легендарных амазонок, с которыми вступил в бой. Сегодня считается, что это были либо индейские женщины, сражавшиеся рядом с мужчинами, либо просто длинноволосые индейцы, которых испанцы приняли за женщин. Первоначально де Орельяна хотел назвать реку своим именем, но после этой стычки он остановился на варианте «Амазонка».

Понятие «амазонка» теоретически могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины). Если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это словосочетание приблизительно переводилось бы как «полногрудая».

Весьма распространен слух, будто слово «амазонки» образовано от греческого «a mazos» с отрицательной частицей «а», то есть «без груди». Считается, что амазонки отрезали себе правую грудь, или даже выжигали ее, чтобы можно было стрелять из лука более свободно. На самом деле, это миф. В античной живописи амазонки всегда изображались с парой грудей; иногда одна из них была закрыта одеждой.

Существует немало прочих вариантов происхождения слова «амазонки». Например, «a masso» (от «masso» — трогать, касаться) могло бы означать «не дотрагивающиеся» (до мужчин). Кстати, в северокавказских языках сохранилось слово «maza» — «луна», что может быть эхом того далекого времени, когда жители этого региона обожествляли Луну — богиню охоты, соответствующую греческой Артемиде.

Сатир преследует амазонку. Рисунок на вазе.

Битва греков с амазонками.

Черноморские красотки

Для древних греков амазонки были не менее реальны, чем любые другие обитатели «северных земель». Источники тех времен содержат немало сведений об амазонках — разумеется, большей частью вымышленных. В некоторых из них утверждается, что амазонки якобы жили на побережье Понта Эвксинского (Черного моря) в собственном государстве под управлением царицы Ипполиты. Последняя вошла в легенды благодаря Гераклу: именно у нее он должен был украсть волшебный пояс, совершая девятый подвиг.

Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Существует версия, согласно которой амазонки пришли в Грецию с Меотийского озера, то есть с Азовского моря. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне — турецкий Измир), Синоп и Пафос.

Остатки храма Артемиды в Эфесе — того самого, который сжег Герострат.

Диодор Сицилийский считал, что амазонки жили на реке Танаис (современный Дон). Ее назвали так в честь сына амазонки Лисиппы, который влюбился в свою мать и бросился в реку, чтоб избежать преступного кровосмешения.

Все легенды сходятся во мнении, что общество амазонок было «ethnos gynaikokratoumenoil» — нацией, где властвуют женщины и где нет места мужчинам. Знаменитый греческий географ Страбон писал, что один раз в году амазонки предпринимали набег на кавказское племя гаргарейцев (предков ингушей и чеченцев) с очень специфической целью: зачать от них детей. Рожденных от такого «союза» мальчиков в лучшем случае возвращали отцам, в худшем — убивали. Девочек учили работать в поле, охотиться и воевать; таким образом появлялись на свет новые представители племени воинствующих женщин.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что светловолосые амазонки — выдумка художников. Учитывая способы продления их рода, древние воительницы в их классическом понимании должны были иметь типично восточную внешность.

В «Илиаде» Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины). Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин).

В «Илиаде» Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины). Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин).

Амазонки фигурируют во множестве откровенно «мужских» легенд. Согласно преданию, они успешно воевали с Фригией и Ливией, нападали и на Ликию, но были побеждены древнегреческим героем Беллерофонтом, укротителем легендарного Пегаса. В бой с амазонками молодого героя послал ликийский царь Иббат, втайне надеясь, что Беллерофонт погибнет. Однако замыслам вероломного правителя не суждено было сбыться.

Амазонки приняли также участие в троянской войне, причем на стороне Трои. Легенда рассказывает, как однажды на охоте Ипполита, правительница амазонок, была случайно убита своей сестрой, Пенфесилией. Терзаемая раскаянием, новая правительница решила расстаться с жизнью — так, как и подобает настоящей амазонке, то есть в бою. Организованная ею вылазка против греков вначале была успешна, но тут в бой вмешался Ахилл, который сбил Пенфесилию с коня и проткнул ее копьем.

Ахилл убивает Пенфесилию. Рисунок на вазе.

Военная мощь государства амазонок была так велика, что они без труда осадили Афины и даже ворвались в сам город, когда правящий там Тесей похитил их царицу Антиопу (точнее говоря, она досталась ему в качестве трофея во время похода Геракла за поясом Ипполиты). Впрочем, Антиопа через какое-то время влюбилась в Тесея и совершенно не горела желанием возвращаться в родные пенаты. Во время боя Антиопа сражалась на стороне возлюбленного и была случайно убита соплеменницами, после чего противостояние амазонок и афинян сошло на нет.

Битва жителей Афин с амазонками породила отдельный жанр древнегреческого искусства — так называемую «амазономахию», то есть традицию изображения воинственных амазонок на поле боя (рисунки на терракоте, резьба по мрамору).

С течением времени упоминаний об амазонках становится все меньше и меньше. При жизни Александра Македонского ходили слухи о том, как однажды в лагерь великого полководца прибыла царица амазонок Талестрис с тремя сотнями соплеменниц. Якобы Талестрис хотела предложить весь этот немалый «гарем» Александру, чтобы получить от именитого правителя как можно больше отпрысков-девочек, таких же сильных и умных, как отец.

Скульптор Скопас, барельеф "Амазономахия".

Об амазонках, воевавших в составе вражеских войск, писал римский генерал Гней Помпей, а Вергилий в своей поэме «Энеида» явно списал вольскую (вольски — народ, противостоявший Риму) воительницу Камиллу с древних амазонок.

Шерше ля фам

Амазонка с топориком и щитом. Рисунок на вазе.

Откуда появились легенды об амазонках? Что это — смутные воспоминания о тех архаичных временах, когда люди жили при матриархате, или реально существовавшие «женские» народы античной эпохи?

На этот счет выдвигается множество теорий. Амазонки назывались дочерьми Ареса и служительницами Артемиды, и это наводит на мысль, что их прообразом могло стать закрытое сообщество храмовых прислужниц. В таком контексте мифическое прижигание груди можно истолковать как нанесение ритуальных увечий.

В ранних образцах греческой живописи амазонки носили шлем и длинные туники, обнаруживая сходство с воинственной богиней Афиной. Позднее их одежды стали более утонченными и легкими, высоко подпоясанными (для облегчения бега) — то есть копирующими стиль богини охоты Артемиды. Греческое происхождение амазонок подтверждает и тот факт, что в бою они обычно использовали небольшой щит «пелта», имевший форму полумесяца.

Самые поздние изображения амазонок показывают их одетыми на персидский манер — в облегающие шаровары и высокий заостренный головной убор, «кидарис».

Мифические истории об амазонках напрямую связывают их с двумя героями — Гераклом и Тесеем. Так как последние часто имели дело с вымышленными существами, по аналогии можно предположить, что амазонки также были плодом фантазии. Вполне вероятно, что они символизировали собой те опасности, с которыми греческим колонистам пришлось столкнуться на побережье Черного моря.

Почти как гномы

Главным оружием амазонок считался «сагарис» — скифское название топора с двойным лезвием, известного грекам как «пелектус» или «лабрис». Последний был распространен на острове Крит еще в бронзовом веке (3 тысячелетия до нашей эры), символизируя женское начало.

Помимо боевого топора, амазонки активно использовали луки со стрелами и небольшие копья — типичный «скифский набор». Они редко сражались пешими — ударную силу их армии составляла конница, что также не может не наводить на мысли о скифских племенах.

Золотой лабрис - символ минойской культуры (остров Крит), 2 тысячелетия д.н.э.

Учитывая предполагаемую «родину» амазонок — донские степи и побережье Азовского моря, азиатская теория их происхождения выглядит наиболее вероятной. Греки, расселявшиеся в Причерноморье, постоянно сталкивались с воинственными и полудикими кочевниками. Геродот прямо заявлял, что сарматы — это потомки амазонок и скифов. До недавнего времени этим все и ограничивалось: ученые считали амазонок художественным вымыслом, подчеркивающим необычность степных варваров в глазах греков.

На карте 1770 года "Амазония" помещена севернее земель сарматов.

Монгольская девочка - блондинка с европейскими чертами лица. Так могли выглядеть реальные "амазонки".

Однако в конце 20 — начале 21 веков ситуация изменилась. Сперва на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные женские захоронения, а затем и у нас, на Тамани, кубанские археологи откопали могилы целого племени. Там были погребены исключительно женщины. Невероятно, но факт — рядом с их телами лежало оружие: луки, колчаны и кинжалы, а в черепе у одной из усопших торчал наконечник стрелы.

Эти находки доказали, что в северном Причерноморье обитали если и не полностью женские племена, то, по крайней мере, сохранившие древние бытовые уклады, когда главную роль в обществе играла женщина. Впрочем, маловероятно, что эти «амазонки» образовывали те общины закрытого типа, о которых рассказывали греки. Жестокость по отношению к мужчинам также наверняка была преувеличена — для людей с разным типом культур характерно создавать подобные легенды о земле, где жизнь коренным образом отличается от их собственной.

Так или иначе, эти племенные союзы были немногочисленными и нестойкими. Ветхие традиции матриархата, чудом сохранившиеся до новой эры, не смогли устоять перед походами Александра Македонского, смешением культур и великим переселением народов в 4—7 веке. Именно тогда амазонки — уникальная смесь полуправды и полувымысла — перестали существовать.

Снова в деле

Как это ни странно, воинственные женщины пользовались большим спросом во все времена и на всех континентах. К примеру, царь Чандрагупта Маурья (322—328 годы до н. э.), впервые объединивший часть Индии в централизованное государство, имел очень необычную охрану — греческую женщину-великаншу.

Почти 2 тысячи лет спустя к подобной практике прибегали правители разобщенных индийских государств — например, низамы (цари) Хайдарабада. Известно, что королевскую семью Канди в Шри-Ланке сторожила маленькая армия из женщин-лучниц.

Статуя Будикеи около Вестминстерского аббатства, Лондон.

В Европе женщины из кельтских и германских племен часто сражались бок о бок со своими мужьями. Римский историк Корнелий Тацит говорит о том, что в войске Будикеи, легендарной королевы племени иценов, поднявшей Британию на восстание против римлян в 60 году до нашей эры, было больше женщин, чем мужчин.

В скандинавских странах существовал интересный обычай, согласно которому женщина, не обремененная семьей, могла взять в руки оружие и стать skjaldmo — «девой со щитом». «Сага о Херворе» рассказывает историю одной такой девушки, одевавшейся, как мужчина, и сражавшейся под мужским именем Хьервард.

Хервора, умирающая после битвы с гуннами. Рисунок Петера Арбо, 19 век.

Хервора занималась некромантией и подняла своего мертвого отца из кургана, чтобы тот отдал ей волшебный меч Тюрфинг. Примечательно, что гномы, изготовившие это оружие, наложили на него проклятье — всякое его использование будет приводить к смерти хотя бы одного человека, и в свое время этот меч станет причиной трех больших несчастий.

Датский историк Саксон Грамматик писал, что в битве при Бравеллире (около 750 года) между войсками шведского короля Сигурда Ринга и датского короля Харальда Гильдетанда на стороне последнего сражалось около 300 «дев со щитом». Саксон особо уточняет, что щиты их были небольшими, а мечи — длинными.

Бленда - героиня шведского фольклора, поднявшая женщин на защиту своих деревень. Рисунок 1830 года.

Вооруженные женщины, сохранявшие свой пол в тайне от окружающих — частые персонажи европейского рыцарского эпоса. Самая знаменитая женщина-рыцарь — Брадаманта, сестра знаменитого рыцаря Рено де Монтабана. Ее приключения стали частью двух важнейших поэм эпохи итальянского Ренессанса — «Влюбленный Орландо» графа Маттео Мария Боярдо (1495) и ее продолжения «Неистовый Орландо» Лудовико Ариосто (1516). Считается, что именно из этих историй «растут ноги» всего современного фэнтези.

Дагомейские амазонки

Дагомейские амазонки. Отреставрированная фотография 19 века.

Король Ахо Хоегбаджа — третий правитель Дагомеи (современный Бенин, Африка) с 1645 по 1685 год, и его сын Доссу Агаджа, правивший с 1708 по 1732, создали мощную армию, с помощью которой они смогли захватить соседние королевства и образовать крупное государство, просуществовавшее до 19 века.

Ядром вооруженных сил Дагомеи стали хорошо обученные королевские телохранители, набиравшиеся из женщин. Их число постепенно увеличивалось, и к началу 19 века составляло уже треть армии, примерно 6000 человек.

«Дагомейские амазонки» — так их прозвали европейцы — являлись войсковой элитой, самым мощным военным формированием во всей Африке. Дагомея, активно торговавшая рабами, имела астрономический годовой доход в четверть миллиона фунтов; часть этих денег уходила на военные нужды. В частности, «дагомейские амазонки» были вооружены невероятно дорогими английскими винтовками.

Амазонки проходили специальную тренировку и носили собственную униформу. Им запрещалось выходить замуж и иметь детей; многие из них были девственницами. Их войско имело сложную структуру и делилось на ранги, а дисциплина в нем граничила с жестокостью.

В 1890 году, после долгих и кровопролитных боев, французский Иностранный легион завоевал Дагомею, и войско амазонок было расформировано. Последняя из них умерла в 1979 году.

* * *

До начала 20 века амазонки фигурировали в литературе лишь как специфические противники главных героев — мужчин. Последние должны были победить или каким-либо образом унизить их, доказав таким образом превосходство мужественности над воинственной женственностью.

Чудо-женщина. Появилась в 1941 году. Одна из первых супергероинь комиксов.

Основное оружие Чудо-женщины - лассо.

Зена - королева воинов и самая популярная телевизионная амазонка

В фэнтези-литературе 20 века амазонки постепенно становились все более симпатичными. Сегодня они обычно изображаются красивыми и сильными воительницами, живущими в изолированных сообществах. Амазонки нового времени бросают вызов мужчинам лишь для того, чтобы впоследствии стать их союзницами в некоем общем деле.

Процесс «смягчения» образа амазонок вполне логичен — ведь если взглянуть правде в глаза, злых, агрессивных и замкнутых в себе женщин создает не природа, а мы, мужчины. Никогда не следует забывать, что Правосудие — это женщина с мечом.

Это интерсно
  • Некоторые ученые предполагают, что Франсиско де Орельяна назвал реку «Амазонкой» не в честь легендарных амазонок, а следуя ее индейскому прозвищу «амассона» (разрушительница лодок).
  • Во время одного из своих плаваний Христофор Колумб узнал от индейцев про острова, населенные одними лишь женщинами. Он захотел поймать нескольких, чтобы показать их испанской королеве. Но эта затея не удалась: когда матросы Колумба попытались высадиться на берег, их встретила толпа разъяренных фурий, украшенных перьями и вооруженных луками. Европейцы отступили, а знаменитый первооткрыватель решил назвать эти острова Виргинскими — то есть «островами дев».
  • В 19 веке француз Жюль Крево обнаружил в джунглях Амазонки деревню, где жили только женщины. Однако на поверку это оказались жены, отвергнутые своими мужьями. По действовавшему в тех племенах обычаю, таких бедолаг селили в одну деревню.
  • В серии комиксов «Y: Последний мужчина» по Земле прошла странная болезнь, убивающая всех обладателей Y-хромосомы (то есть мужчин). Выжившие женщины сформировали общество «Дети амазонок».
  • В правление императора Нерона одним из постоянных развлечений римлян стали бои женщин-гладиаторов (если верить Тациту, на арену выходили даже знатные дамы).
  • Несмотря на суеверие про «женщину на корабле», в 18—19 веках жены нередко отправлялись в плавание вместе со своими мужьями на английских и французских военных кораблях. Во время боя они носили порох к пушкам, тушили пожары и помогали врачам.

Вперед в прошлое. Амазонки, выложено: 24.01.06, архив: №29; январь 2006, рубрика журнала: Машина времени, рубрика сайта: Вперед в прошлое
Автор: Михаил Попов

на сайте: http://www.mirf.ru/Articles/art1101.htm

КУВАДА И АМАЗОНКИ

Долгое время женщины сопротивлялись мужчинам, которые на заре эпохи патриархата хотели подчинить их. Это сопротивление вылилось в ожесточенную войну, не оставившую явных следов в истории. Тем не менее кое-какие воспоминания о ней сохранились в мифологии, и наиболее значимыми из них являются амазонки и кувада.

Сыграв важную роль в эпоху матриархата, с наступлением эры патриархата женщины были обращены в рабство. Однако они не сдались без борьбы.

Вне всякого сомнения, женщина была покорена, однако кое-где еще некоторое время сохранялись островки, где она оставалась владычицей. Именно там возникли женские нации, известные под именем амазонок.

Амазонки или, говоря по-другому, государства женщин, восставших против господства мужчин, могли существовать только в эпоху патриархата. Там, где ей сопутствовала победа, женщина обращалась с мужчиной так же, как он обращался с ней во всем остальном мире.

Кувада

Кувада - это обычай, который обязывает мужчину, чья жена готовится стать матерью, лежать в постели и даже соблюдать диету, благоприятствующую последующей лактации. Отмечались даже случаи кормления мужчинами младенцев грудью.

Амазонки

Самые древние из известных нам амазонок жили "у подножия горы, называемой греками Атлас, на берегу океана". Ареал их обитания включал в себя остров Эсперу, озеро Тритонис и город Херсонес.

Они соседствовали с Атлантидой ("богатой страной великих городов") и горгонами - племенем амазонок, во главе которого стояла царица Медуза.

Амазонки фигурируют в мифах наряду с Гераклом, Персеем и другими героями. Приведем содержащиеся в них наиболее положительные характеристики западных амазонок.

На протяжении определенного периода времени они несли воинскую службу, сохраняя свою девственность. Они вступали в связь с мужчиной с единственной целью зачать ребенка. Амазонки выполняли общественные функции, в то время как жившие с ними мужчины должны были заниматься домашним хозяйством. Они же воспитывали детей, которых амазонки передавали им сразу после родов. Новорожденным девочкам выжигали одну или обе груди.

Амазонки Запада исчезли "за несколько поколений до Троянской войны", что, однако, не помешало их последней царице Пенфесилии сражаться на стороне троянцев и пасть от меча Ахилла.

Но значительно раньше другая знаменитая царица, Мирина, мигрировала на Восток и осела в Ливии. Она появлялась всюду - в Египте, Сирии, Фригии, на острове Лесбос, пока фракийский царь Мопсус не убил ее, как и большую часть ее соплеменниц.

В ту историческую эпоху амазонки встречались от Персии до Кавказа и от Черного до Каспийского моря. Геродот повествует о племенах сарматов и сав-роматов, потомках амазонок и скифов. Он говорит, что на языке скифов амазонки назывались "оиор-пата" (убийцы мужчин). Согласно обычаю, ни одна амазонка не могла выйти замуж, не убив мужчину. Таким образом, "многие из них так никогда и не познали радости любви".

В IV веке до н.э. Александр Македонский вторгся со своей армией в Гирканию, расположенную на побережье Каспийского моря. Там к нему явилась царица амазонок Фалестрис, правительница области, лежавшей между Фазой и Фермодоном. Отличавшаяся невиданной красотой и необыкновенной силой, в сопровождении 300 вооруженных амазонок, она сказала Александру, что пришла, дабы зачать от него ребенка. Тот благосклонно принял приглашение и провел с ней тринадцать дней.

В Каппадокии, провинции Малой Азии, одно из племен возглавляла знаменитая царица Ипполита.

Незадолго до наступления христианской эры в устье Луары был небольшой островок, населенный женским племенем, называемым самнитами. Они запрещали мужчинам появляться на их территории и, чтобы стать матерями, отправлялись на Большую землю. Эти женщины не были воительницами.

В XVII столетии на Кавказе жил народ, состоявший из одних женщин, - эммечи.

И сегодня имеются свидетельства о чисто женских общинах.

В африканском племени даниамвези имеется секта, в которой доминирующую роль играют женщины. Мужчины откровенно побаиваются их. Они носят женщин на плечах, и те имеют право требовать благосклонности от любого понравившегося им мужчины.

Они сидят на земле, вытянув ноги, и обращаются к своим избранникам со словами: "Иди ко мне на колени".

Мужчина должен посадить выбравшую его женщину себе на плечи и отнести в ее дом.

Мужчины этого племени выполняют работу по дому и занимаются традиционно женскими занятиями.

Еще более показательным примером может служить поведение женщин бразильского племени тюпи. Они обрезают волосы и участвуют в войнах наравне с мужчинами. Кроме того, у каждой незамужней женщины имеется в услужении девочка.

В мае 1966 года в одном журнале появилось следующее сообщение: "В Западном Ириане, бывшей голландской колонии, расположенном в западной части острова Новая Гвинея и принадлежащем в настоящее время Индонезии, существует женское племя, находящееся в полудиком состоянии. Они имеют обыкновение захватывать представителей мужского пола, имевших неосторожность забрести на их территорию, и затем заставляют этих мужчин совокупляться с как можно большим их числом, до полного изнеможения".

В конце прошлого века в Дагомее фетиши и гробницу царской семьи охраняли амазонки. Их было около двух с половиной тысяч, во главе их стояла царица, они были вооружены и жили отдельно от всех остальных.

http://sexology.hut.ru/isr3_4.html

Мужской кошмар - амазонка

В первом веке до нашей с вами эры историк Страбон из Александрии восклицал: «Кто поверит, что войско, или город, или целая нация женщин могли организованно жить без мужчин?!» Именитые ученые от Геродота до Льва Гумилева верили. Ведь любая из нас время от времени превращается в грозную амазонку и мечтает устроить на земле...

Бабье царство

Если верить древним грекам, оно возникло на берегу Средиземного моря, в Ливии. То ли все мужчины ушли на очередную войну и не вернулись, то ли «их ушли», да только амазонки с той поры умудрялись обходиться без помощи и поддержки противоположного пола. С удовольствием охотились, воевали с соседними племенами на предмет обогащения: как всякие женщины, они любили украсить себя на халяву мехами да драгоценными каменьями. А проблему воспроизводства себе подобных решали просто и прагматично: раз в год (конечно, весной: видно, нападало и на этих неприступных девушек романтическое настроение) объявляли перемирие и встречались с женихами из пограничных земель, расплачиваясь с ними через девять месяцев младенцами мужского пола. Хотя, поговаривали, что большинство мальчуганов ждала иная, незавидная участь: их либо убивали сразу после рождения, либо калечили, переламывая ноги, а как повзрослеют, использовали в качестве стряпух да сапожников. Девочек же воспитывали настоящими воинами, выжигая им, когда приходило время, правую грудь, чтобы не мешала в бою лук натягивать. Красивое слово «амазонка» и означает ведь «безгрудая»...

Амазонки так прославились боевыми победами, что бог Дионис заключил с ними союз для борьбы с титанами. Однако, несмотря на то, что амазонки успешно справились с взятыми на себя обязательствами, спустя год коварный бог затеял войну уже против них и разбил в пух и прах. Лишь немногим из несчастных женщин удалось выжить, спрятавшись в храме Артемиды - обожаемой ими богини-девственницы и охотницы. Они отправились в Малую Азию на реку Фермодонт, где создали новую великую империю. Воительницы не знали меры в боях, дошли до Крыма, покорили Сирию, участвовали в осаде Трои, воевали с греками. Однажды те захватили отряд амазонок, чтобы показать этих чудо-женщин у себя на родине. Погрузили их на корабли, но в пути пленницы напали на греков и перебили их всех. Не владея наукой кораблевождения, амазонки вынуждены были отдаться на волю ветрам, которые, в конце концов, привели их к берегам, населенным скифами.

Ощутив под ногами твердую почву, девушки немедленно приступили к любимому занятию - убийствам и грабежам. Скифы, никогда не видевшие таких темпераментных дам, испытали настоящий культурный шок. Они собрали отряд из лучших юношей и отправили их вслед за амазонками. Но не для того, чтобы мстить. Наоборот, цель была более чем гуманная - приручить этих диких львиц и получить от них потомство, коего еще свет не видывал. Так на земле появился новый народ - савраматы. Однако не стоит обманываться на тот счет, что мужчины, мол, укротили-таки амазонок. «Богатырши» сохранили свой привычный уклад жизни: ходили в военные походы, охотились, носили мужскую одежду. А традиционная агрессия против мужчин выражалась в том, что девушка не могла выйти замуж прежде, чем не убьет какого-нибудь их представителя. На счастье савраматов, жертву искали на стороне. Местные же «джигиты» хоть порой и выезжали развеяться с «шашкой наголо», больше все же кашеварили да детей нянчили. Так что еще неизвестно, кто кого укротил...

Война полов

Греческое сказание о воинственном женском племени - не исключение из правил. Практически все народы - в Китае, Японии, Индии, Америке - хранят истории об амазонках. Даже в чукотском фольклоре есть сведения об «особой земле, на коей живет лишь женский пол, а плод они имеют от морской волны и рождаются сплошь девки...» И были те «девки» первыми феминистками на земле, а потому боялись мужчины возвращения их власти до оторопи. Вот и повторяли из поколения в поколение: «Амазонки? Миф это, бабские бредни!»

Большинство историков склоняется к тому, что легенда об амазонках отражает память человечества о реальной, но очень далекой эпохе, когда женщины занимали более высокий социальный статус, нежели их партнеры. Матриархат называется. Однако его можно было наблюдать не только в глубокой древности: ведь истинные амазонки без боя не сдаются...

В восьмом веке нашей эры на территории Чехии возникло нечто вроде женской республики. Дамы подняли восстание против мужской тирании, захватили замок на горе Видолве и стали нападать на соседние селения, захватывая мужчин в рабство. Местный князь не мог с ними справиться в течение целых восьми лет. Как-то мимо замка шел на войну некий иноземный герцог с войском и, видимо в качестве генеральной репетиции перед основными боями, напал на чешских амазонок. Женщины сражались до последней капли крови, но, в конце концов, герцогу досталась сомнительная слава победителя слабого пола...

Во времена Великих географических открытий среди знаменитых конкистадоров и путешественников - Колумба, Кортеса, Писсаро - огромной популярностью пользовалась легенда о несметных сокровищах, которые охраняют грозные духом, но прекрасные телом женщины-воины. Ведь именно в их честь и назвали самую величественную реку в мире - Амазонку. И действительно, в глубине бразильских джунглей до сих пор живет племя, в котором женщины живут вооруженной коммуной, а мужчин держат в изгнании и лишь по весне призывают исполнить свое природное предназначение.

На другом конце света - в Малайзии - уже в двадцатом веке обнаружили племя, в котором всем распоряжаются женщины. Войн, правда, тамошние амазонки давно не ведут, но мужчин держат в черном теле, в диких джунглях, откуда те должны являться пред светлые очи своих половинок по первому их требованию.

На африканском континенте в Дагомее еще в прошлом веке опору королевского трона составляли десять полков женской гвардии. Принимали в нее исключительно девственниц от пятнадцати до девятнадцати лет. В сражениях они были так устрашающи, что противники - закаленные в боях мужчины - частенько просто разбегались, едва заслышав их леденящие кровь вопли...

Амазонки-одиночки

Времена, когда женщины с помощью оружия создали целые империи, теперь лишь тема для художественного творчества. Но иногда воинственный дух амазонок просыпается в отдельных, до поры до времени самых обычных женщинах и толкает их на ратные подвиги. На ум сразу приходит кавалер-девица Надежда Дурова, удивившая Россию своей любовью к мужскому костюму, пожалуй, больше, чем проявленным мужеством в Отечественной войне 1812 года. Но мало кто помнит, что отправилась девушка на поле боя, сбежав от ненавистного мужа и оставив у него на руках ребенка, как это сделала бы настоящая амазонка.

Как превратилась барышня из дворянской семьи в ярую последовательницу древних женщин-воительниц? Наденька родилась в семье гусарского ротмистра, и ее первыми детскими игрушками стали седло, оружие и лошадь. В компании дворовых мальчишек она была заводилой. Ее привлекали не вальсы, а шумные полковые марши. Едва девушке исполнилось восемнадцать, как против воли ее выдали замуж за некоего Чернова, мелкого чиновника. Кроме того, что Надежда родила от него сына, о нем ничего истории больше неизвестно. В своих «Записках» Дурова ни словом не обмолвилась о них обоих... Поступив в гусарский полк, Надежда назвалась Александром Соколовым, участвовала в Прусской кампании 1806-1807 годов, была награждена Георгиевским крестом за то, что спасла от гибели раненого русского офицера. Когда «переодевание» Дуровой раскрылось, скандал дошел до императора Александра I, а тот, к удивлению высшего света, не наказал сумасбродку, а произвел в офицеры и разрешил продолжить военную службу под именем Александра Андреевича Александрова. В Отечественную войну 1812 года «Александров» стала ординарцем самого Кутузова и вышла в отставку в чине штаб-ротмистра.

Удивительная история превращения обычной женщины в амазонку произошла в Англии в середине XIX века. На следующий день после свадьбы муж некой Ханнаб Снелл покинул семейный очаг и завербовался на службу в далекую заморскую колонию. Однако если он думал, что жена будет причитать на тему «На кого ж ты меня покинул!», то плохо ее знал. Молодая женщина переоделась в мужскую одежду и записалась в армию под именем Джеймса Грея. Несколько лет подряд «Грей» «искал» беглеца-мужа, но безуспешно. За это время леди так освоила роль бравого военного, что махнула рукой на воссоединение семьи и осталась служить в армии. Когда выходила в отставку, грудь ее была покрыта медалями. Никто и представить не мог, что грудь-то женская...

А вот случай из века двадцатого. В 1968 году, в день открытия Олимпиады в Мехико, на почетной трибуне находился мексиканский генерал Ости Мело. Однако отмечен он был не только за военные заслуги и более чем почетный возраст (112 лет). Дело в том, что прославленный вояка, национальный герой под конец жизни признался в том, что природа-матушка сотворила его женщиной...

В наши дни образ женщины-воительницы взят на вооружение... нет, не высшими воинскими чинами с целью пополнения кадровой армии, а лесбиянками. Они даже носят миниатюрный боевой топорик амазонок в виде эмблемы. Вот так древние легенды обретают вторую жизнь...

Автор: Наталья Сэнт

По материалам сайта www.myJane.ru

http://articles.excelion.ru/home/men/27964351.html

Луг Варна пишет об амазонках:

...причерноморские индоарии привлекли к участию в войне своих женщин, тем самым сразу увеличив число воинов приблизительно на четверть или на треть (ведь женщины не могут идти на войну так же свободно, как мужчины, если у них есть дети). По свидетельствам древних, на войну шли только молодые девушки. Эти амазонки, как их назвали эллины, наводили ужас внезапными налётами мобильных конных отрядов лучниц. К тому моменту, как подвергшиеся нападению успевали подготовить свои боевые колесницы и выехать на битву, и самих амазонок, и награбленной ими добычи, и пленников -- уже и след простывал. Очень наглядно эту ситуацию иллюстрирует девятый подвиг Геракла -- его война с амазонками. Герой, нанятый со своей дружиной несколькими измученными набегами городами, сразу отказался от мысли применить привычные, но такие обременительные колесницы. Он пошёл на войну с одной пехотой, правда элитной, из героев-полубогов. Об амазонках и о Геракле смотри Дополнения Первое и Второе.

Во все эпохи воинские подразделения стремились к максимально возможной однородности, необходимой для поддержания тактической целостности и сплочённости. А женщины и мужчины обладают разными физическими возможностями (в том числе из-за различий в физиологии). По этой причине создание дееспособных подразделений смешанного состава затруднено. Реформаторы-синды нашли простой выход. Они стали формировать отдельные женские отряды. Античные авторы косвенно подтверждают это, указывая на то, что постоянными спутниками амазонок был особый народ мужчин, гаргары (гарг-горг ~ "Горгона"?), отряды которых всегда сопровождали амазонок на войне.

Само слово амазонка не имеет однозначного и общепринятого объяснения. Широко распространённое мнение о том, что это слово значит "безгрудая", совершенно несостоятельно, так как никто никогда не видел и не изображал безгрудых амазонок. Некоторые исследователи (как Роберт Грэйвс, англ. поэт, автор труда "Мифы Древней Греции") производят слово от армянского корня со смыслом "лунная женщина". Эта версия хороша тем, что привлекает интереснейшую тему древних лунных культов, тесно связанных с плодородием и женской сущностью ("Русская цивилизация: О православии").

Версия, производящая слово амазонка от собственно санскритских (индоарийских) корней, объясняет его как "Uma-zoona", что значит "потомки, или дети Умы". Ум, или Ом, Аум -- та первичная Сила, вибрации которой совершили Акт Творения. Тогда амазонки могли понимать себя как "потомков Творца" или как "потомков Творения". Может быть, слово амазонка как-то связано с английским amazing -- "изумительный, изумительная"...

Что же касается имени верных спутников амазонок -- гаргаров, то "гар-гар" -- может быть дважды повторенным для усиления ностратический солнечный корень "Гор-Хор-Хар", с которым связано и название ариев. А может быть, это -- "гарг--ар". От гург (гарг?) -- "волк" по-персидски. Корень же ар затем звучал в имени прямых потомков ариев-гаргаров булгар и в имени практически всех булгарских группировок: сувар, кутургар, утургар, авар, хазар, татар...

http://www.anapafuture.ru/rojdenie/forum/viewtopic.php?t=29

Амазонки – кто они?

То, что в наше время женщины берут на себя все больше чисто мужских обязанностей, заставило многих социологов говорить о возвращении матриархата. Феминистки уже давно оформились в политическое движение. Женщины во главе правительств и государств отнюдь не редкость. В Греции представительницы прекрасного, но не слабого, пола возглавляют парламент, мэрию столицы, одну из парламентских партий. Наконец, если бы не «железная леди» Янна Ангелопулу-Даскалаки, не видать бы Афинам никакой Олимпиады.

Подобная тенденция заставила вспомнить об амазонках, которых некоторые исследователи называют мифологическим откликом на времена матриархата. С другой стороны, существует немало свидетельств, что женщины-воины под этим именем – реально существовавшее племя, обретшее свою государственность.

Амазонки встречаются у нескольких вполне авторитетных авторов древности, в частности у Геродота и Страбона. Совершая свой девятый подвиг, Геракл отправился в страну этих грозных женщин, дабы добыть пояс Ипполиты, тамошней царицы. Украшение сие было подарено самим богом войны Аресом. Не без труда, Геракл добыл пояс.

Известно, что амазонки под предводительством Пенфесилии пришли на помощь осажденной Трои, уже после того, как Ахилл уложил Гектора. Как и в истории с Гераклом, женщинам и тут ничего не светило. Хотя амазонки поначалу крепко всыпали войску Агамемнона, но тут вновь появился Ахилл и все испортил. Вслед за Гектором он своим коронным ударом пронзил и Пенфесилию. Иллюстрации этого события обошли многие вазы, кратеры и амфоры.

Согласно современным энциклопедиям, «Амазонки - в древнегреческой мифологии женщины-воительницы в Малой Азии и на побережье Меотиды (Азовского моря). Согласно древним преданиям, для сохранения рода вступали в брак с мужчинами других племен, отсылая их затем на родину. Родившихся мальчиков они отдавали отцам, девочек оставляли себе и готовили для войны».

Как не трудно заметить, географическое определение местожительства амазонок точно не названо. Такая путаница идет от античных авторов. Но прежде чем перейти к решению этой проблемы и тем самым ответить на озвученный в подзаголовке вопрос, уточним, а существовали ли амазонки в действительности. Или же это и точно историческая икота на матриархат.

В пользу версии о том, что амазонки не являются вымыслом, говорят, прежде всего, сочинения более десятка античных авторов, дошедшие до наших дней. В конце концов, верим же мы Геродоту во всем остальном.

Да, ошибки возможны. Геродот мог перепутать что-то в названии, в географии. Но он вряд ли принял бы мужчину за женщину и наоборот. Если амазонки определены как чисто женская государственность, то уж тут ошибка невозможна.

К тому же о женщинах-воительницах мы знаем не только от Геродота. Вот лишь короткое перечисление авторов и фактов: «Амазонки, в греческой мифологии племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии (из Аполлона Родосского). Обитают на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия), или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море), или в Ливии (из Эсхилла). А вступают в браки с чужеземцами (или соседними племенами) ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек. Вооружены луком, боевым топором, легким щитом, сами изготовляют шлемы и одежду (из Страбона). Их имя якобы происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения оружием. Амазонки поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Против них сражался Беллерофонт (из Аполлодора и Гомера). Геракл осадил город амазонок Фемискиру и добыл пояс их царицы Ипполиты (из Эврипида и Гераклида). Тесей взял в жены Антиопу (мать Ипполиты), после чего амазонки осадили Афины и были разбиты в местечке, названном Амазонией (из Плутарха). Пенфесилея помогала троянцам в войне и была убита Ахиллом (из Диодора). Им приписывали основание города Эфеса и постройку там знаменитого храма в честь Артемиды. А Повсаний спорит с Пиндаром, сооружали ли амазонки аналогичное культовое строение, посвященное своей любимой богине в Дидимах.

Ну, как впечатляет? А если я скажу вам, что в историческом измерении еще недавно в Афинах существовали захоронения амазонок, погибших при осаде нынешней столицы Греции. Находились они на холме Ареопага. Это местечко так и называлось «Амазонио Иеро».

Английский археолог Кассон обнаружил могилы женщин-воительниц в Хэронее и Мегаре. Вновь не обойдемся без цитаты из Павсания, автора, написавшего первый и до сих пор самый подробный путеводитель по достопримечательностям Эллады: «Когда амазонки из-за Антиопы пошли войной на афинян и были побеждены Тесеем, то большинству из них было суждено погибнуть в сражении; Ипполита же, сестра Антиопы и в то время начальница женщин, с немногими из них бежала в Мегары; в сознании, что она причинила войску такое несчастье, она пала духом, особенно при таком положении дел, а тем более, видя невозможность вернуться домой в Фемискуру, поэтому она скончалась от горя, и, когда она умерла, ее тут и похоронили; по внешнему виду ее памятник похож на щит амазонки». Очевидно, английский археолог нашел могилу Ипполиты или ее воинов. Что еще раз подтверждает, что греческие мифы – совсем не мифы в современном значении этого слова, а поэтическое изображение реальных событий истории Античной Эллады.

На Кавказе, в Северном Причерноморье были обнаружены захоронения амазонок древности. Рядом с бусами на истлевших нитях лежали щиты, доспехи, а иногда и остатки сбруи.

Надгробный памятник амазонки Антиопы находился при входе в Афины по дороге из Фалиро через Итонийские ворота.

Теперь, когда реальность амазонок доказана, попробуем разобраться с географией. Начнем с того, что Фемискира, куда некоторые источники помещали царство этих грозных девушек - плодородная равнина в Понте. Согласно Вибию Секвестру, река Фермодонт (современное название - Терме-су) "составляет границу между страной колхов и амазонок". А город Фемискира находится у устья этой водной артерии.

Удивительно, но разные исследователи утверждают, что с одной стороны столица царства амазонок – современный Синоп (Никос Кумартзис), с другой – Трапезунд (фон Брикс). Хотя расстояние между этими городами – дистанция огромного размера. Синоп несомненно ближе к реке Фермодонт (Терме). Но это еще не ответ на загадку. Существует также и городок Терме близ Синопа. Между ними и находится река и можно предположить, что Фемискира располагалась как раз посредине. На глаз – оно так и было.

Хотя есть еще версия, что река за это время сменила русло.

Итак, Понт. Тогда получается, что эллинистическое царство, располагавшееся на этой территории и есть Амазония. А женщины-воительницы, соответственно, прародительницы современных понтийцев. Ибо патриотичные историки последних всячески настаивают, что ведут свой род от начала времен.

Что ж, быть наследником легендарного племени отнюдь не зазорно. Женщины эти не только славно сражались, но и построили сильное государство. Уже одно то, что они дошли до Афин и осадили их, говорит о многом. Только воинственный народ мог создать такие боевые, ритмичные танцы.

Но Понт – это всего лишь одна из теорий, хотя наиболее правдоподобная. Другая географическая точка, куда историки селят амазонок – северо-восточное побережье Черного моря. Здесь фантазия авторов не знает пределов. Так, например, татарский исследователь Каир Бек-али пишет: «Легендарный народ “Алазон”, населявший в те времена земли к западу от Днепра, сегодня больше известен по рассказам дерзких путешественников, которые сохранили чудные воспоминания об “одногрудых” амазонках, оставшихся по несчастью без мужей. Но кто же на самом деле были эти вдовы?

Шипящих в греческом нет, а их буква “С” между двумя гласными читается как русская “З”. Поэтому под именами “алазон” или “амазон” ученым удалось разглядеть название кочевого племени Алшин. Сегодня оно занимает треть Младшего Жуза казахов, встречается в Крыму, у казанских татар, башкир, ногаев и на Кавказе».

Амазонки оказываются и скифами, и татарами, и даже чеченцами. Вот что пишет ичкерийский исследователь Л.Усманов: «Существует легенда: когда Бог делил землю между народами, горцы устроили пир в его честь и поэтому опоздали к началу. Тогда Бог дал им землю, которую оставил себе, — Кавказ. С тех пор в горах Кавказа, где, по преданию, был прикован к скале Прометей, и где проживали воинственные амазонки, жил и живет сейчас наш народ — нохчи, более известный под именем чеченцы».

Честно говоря, когда видишь, с каким мужеством идут на смерть женщины этого народа, невольно вспоминаешь амазонок. Может в этом объяснение решимости «черных вдов»?

Вот как пишет Павсаний: «Только у одних этих женщин поражения не отняли решимости вновь подвергнуться опасности; несмотря на то, что Фемискира была взята Гераклом и что затем у них погибло войско, которое они послали против Афин, они, тем не менее, явились под Трою, чтобы сражаться против афинян и всех эллинов».

Невольно вспоминаешь, с каким безумным упрямством на протяжении уже нескольких веков чеченцы умирают за свою независимость. Может это наследственное от амазонок?

Интересно, что как у ичкерийцев, так и у понтийцев в обычной жизни женщины находятся в тени мужчин. Кровь амазонок дает о себе знать только при звуках боевой трубы.

Однако эти поэтические теории, скорее всего, далеки от истины. Как следует из боевой географии амазонок, появление отрядов их конницы летучей отмечено в диаметрально противоположных точках Древнего Мира – от Азовского моря до Ливии. Легенды об активных в военном смысле девушках-кавалеристках известны на Востоке. Соответствующее упоминание присутствует и в сказках «Тысяча и одна ночь».

Ну а кто такие валькирии, если не амазонки?

Такому географическому разбросу может существовать два объяснения.

Перовое, государства женщин, подобно существовавшему на Понте, появились независимо друг от друга в разных точках планеты. Возникнуть они могли в тех местах, где власть доставалась представительницам прекрасного пола. Женской, скажем так, партии. Верховным жрицам или царицам. Известно, что на острове Лесбос поэтесса Сапфо не только уделяла много внимания воспитанию девиц, но и занималась политикой. Ее поддерживали единомышленницы и не трудно представить себе некий дворцовый переворот с их стороны, направленный на свержение власти мужчин. Тем более что самой Сапфо последние вообще были без надобности. В конце концов, женщины же всегда знают, как правильней всего решить любые проблемы, как что лучше сделать.

Другое объяснение географического разброса. Амазонки были народ воинственный. Но создать империй подобно Римской или Александра Македонского они не смогли. Или не хотели? Может, они иначе использовали свою агрессивность?

В Средние Века некоторые государства зарабатывали тем, что сдавали в наем свои войска. Не принято говорить, но в битве на поле Куликовом разгром татар русской стороне был обеспечен наемниками-генуэзцами, строго вышколенными профессиональными вояками.

А в битве с крестоносцами на Чудском озере Александр Невский гарантировал себе викторию, прикупив себе уже наоборот несколько полков татарской конницы. Славились своей боевитостью литовцы, а у Папы Римского до сих пор швейцарская гвардия.

Не объясняется ли обширная география боевых подвигов амазонок тем, что их подразделения в качестве контрактников участвовали в сражениях по всему Древнему Миру? Поэтому женщин-воительниц видели то там, то здесь. То на Кавказе, то в Африке.

И последние. Реальное существование однополого государства, государства женского ставит под сомнение утверждаемую учеными противоестественность феминизма и лесбийских отношений. Амазонки успешно обходились в целом без мужчин, прибегая к их помощи только ради зачатия. В остальное время, они любили, трудились и воевали, причем, успешно, ведя, как бы теперь сказали, моносексуальный образ жизни. И это было в порядке вещей.

Удивительно, но и боевые успехи мужчин по ту пору тоже ставились в зависимости от, используя современный, неблагозвучный термин, гомосексуализма. Спартанские подразделения состояли из любовников. А лучше них воинов в Античной Греции не было. Разве что амазонки.

Сократ ГРАММАТИКОПУЛОС

"Афинский курьер"

Источник: http://www.greek.ru

http://www.greek.ru/news/news_detail.php?ID=11100

Светлый образ русской женщины (с сайта: http://www.rusidea.ru/?part=211&id=1734)

АМАЗОНКИ БЫЛИ СЛАВЯНКАМИ / А. АСОВ («Наука и Религия»)

Все знают, что матриархат предшествовал патриархату и главенствовали в те времена женщины. Так говорит наука, так говорит и ведическая традиция. Однако согласно Ведам, дело было не везде и не всегда так. Матриархат и патриархат не один раз сменяли друг друга.

И если обратиться к последней смене эпох, то следует заметить, что именно у предков славян правление женщин продержалось долее, чем где бы то ни было в Европе, да и вся история славян начинается именно с женщин-правительниц и родоначальниц, их-то, судя по всему, именует античная традиция Амазонками.

К сожалению, о том времени мы знаем немного: мужчины после утверждения своей власти постарались стереть из памяти эту страницу истории. Однако эхо тех далеких дней, когда Европой и частью Азии правили славянские амазонки, докатилось и до нас.

И было это время вовсе не дикое, как утверждают некоторые мужчины, описывая суровый нрав амазонок. Впрочем, почти все победители очерняют побежденных предшественников. И все-таки: как это было?

ПОД СЛАДКОЙ ВЛАСТЬЮ
Женщины всегда парадоксальны, и закат матриархата был, по существу, его последним расцветом. Женщины возводили города, строили прекрасные по тем временам корабли, торговали, воевали, ярко проявляли себя в искусстве и главенствовали даже среди богов. А что же мужчины?

Они... сидели дома с детьми! — по крайней мере так утверждают античные авторы — и дискутировали на манер наших феминисток, как добиться равных прав с женщинами.

Античные авторы утверждали, что женщины пришли к власти с помощью обмана и сговора. Будто бы они втайне от мужчин сговорились уродовать мальчиков при рождении, а потом приучали их к домашним работам. А из девочек готовили воинов, даже прижигали им одну грудь, чтобы она не мешала стрельбе из лука. Потому их и прозвали «амазонки», в переводе с греческого «безгрудые».

Впрочем, сии рассказы неправдоподобны. Заставить женщин лишить своего ребенка материнского молока невозможно, это против всех законов природы. Власть женщин держалась совсем на ином. А именно на религии, на вере в Великую Богиню, древние изображения которой встречаются на всех континентах.

Религия освящала власть женщин. Были и великие храмы, и сакральная музыка, и песни, чарующие мужчин...

Говорят, будто мужчинам внушали, что они не имеют никакого отношения к рождению детей. Будто на этой тайне все и держалось. Но это вздор. Скорее мужчинам внушали сакральный трепет перед таинством рождения новой жизни.

Женщины покоряли мужчин не только чувствами, страстью, эмоциями. Мужчины преклонялись и перед их мудростью, и перед их силой. Потому в древности почитали богиней мудрости именно женщину в латах и с мечом — Афину (у славян — Прию).

Религия матриархата воспитывала у мужчин чувство зависимости от женщин, чувство незащищенности, ощущение некой постоянной детскости, потребность искать защиты у матерей, да, их защищали, о них заботились, их любили... эти грубые, мускулистые, высоколобые полубогини.

Поднять на них руку? Что вы! Можно было разве что шептаться о том, что где-то за морями, за горами мужчины — подумать только! — правят женщинами, а женщины не воюют, а сидят дома с детьми... да полно, правда ли это?

АМАЗОНКИ И АТЛАНТЫ
Но это было правдой. Действительно, рядом с женским царством было и царство мужчин, и часто с ним приходилось воевать, отстаивать «обычаи предков».

Это были атланты. И согласно античным авторам, да и славянским легендам, амазонки Европы издревле воевали с ними. Это была не то что Столетняя война, переполошившая всю Европу; война эта длилась несколько тысячелетий! Атланты приплывали на кораблях к берегам Средиземного и Черного морей, строили укрепленные города, воевали и даже побеждали. Но чем кончаются победы мужчин над женщинами, если это настоящие мужчины атланты? Конечно, свадьбой!

Лучше всего картину того времени рисуют «Книги Коляды». Некогда к правительнице Поморского царства Пленке (которую мы соотносим с титанидой Плейоной) сватался Черноморский Змей, но она ему отказала, и он превратил Пленку в чудовище. Истолковать сию легенду можно так, что противостояние амазонок с древним негроидным населением Европы (а в ХХ—Х тысячелетиях до нашей эры Европу населяли негры) кончилось полным разрывом отношений.

Но далее в легенде говорится: в то царство прибыл Святогор (он же у греков — Атлант, правитель Атлантиды). И тоже стал воевать с женщинами, обращенными в чудовищ. Сначала победил их, а потом взял да и расколдовал царицу Пленку, и понятно, она превратилась в красавицу. Согласно легенде, Пленка научилась у Святогора разным искусствам, начала строить города, корабли, научилась воевать, торговать. И Поморское царство стало частью Атлантиды (и ныне оно и почитается самой Атлантидой, материком в Атлантическом океане). А все кончилось браком Атланта — Святогора и Плейоны — Пленки. В то время, именуемое «золотым веком», мужчины и женщины получили равные права: они поровну делили тяготы жизни и поровну пользовались ее благами.

Все бы хорошо, да погибла, как известно, легендарная Атлантида, остались только ее европейские материковые колонии в Средиземноморье, в которых все еще были сильны матриархатные традиции. Устоявшийся там уклад был столь привлекателен, что вскоре и в Европе власть постепенно вновь перешла к женщинам.

Потому в легендах Европы Атлант, как и Святогор, рождает только дочерей, и они становятся родоначальницами многих европейских народов.

АМАЗОНКИ И АРИИ
Что было потом? Определенно можно сказать, что даже в III тысячелетии до нашей эры большая часть современной европейской России и даже Украины была под властью женщин. И в «Книге Велеса» роды древлян, полян и криви чей, занимавшие эти земли, ведут свой род от прародительниц Древы, Полевы и Скревы, дочерей Богумира. Что и подтверждает: изначально этими родами правили женщины.

Согласно древним легендам, когда патриарх Богумир устанавливал свою власть над Евразией, он послал завоевывать земли в матриархальной Европе своих дочерей, дабы женщины воевали с женщинами. Если бы он послал туда мужчин, то дело бы довольно скоро кончилось миром и в Европе мало бы что переменилось.

Но женщины, дочери Богумира, завоевали немалую часть Европы и укоренились там. Их потомки стали европейскими амазонками, прямыми предками славян.

Европейская античная традиция довольно подробно рассказывает о землях к северу от Черного моря и подтверждает, что эти земли были населены «женоуправляемыми» сарматами и амазонками. Предания о племенах амазонок (предков сармато-славян) ныне получили археологическое подтверждение, и в сарматских погребениях Северного Кавказа и Подонья обнаружены останки женщин в полном вооружении.

Впрочем, о той эпохе мы имеем не только легендарные, но и исторические сведения. Так, древнегреческий историк Диодор Сицилийский (I век до н. э.) рассказал о первой известной ему царице амазонок, Мирине, которая правила и воевала еще до Персея (коего мы отождествляем с Арием Оседнем «Книги Велеса»).

Как кажется, имя «Мирина» вполне может быть производным от имени прародителя бога Имира (Богумира). Судя по всему, это тронное имя царицы амазонок, которое принимали царицы из рода Богумира. Это славяно-киммерийское имя, и сие подтверждается последующей историей амазонок, а потом сарматов, происшедших от смешения скифов-мидийцев и амазонок, согласно Геродоту.

По Диодору, в войсках Мирины было до тридцати тысяч пехоты и до двух тысяч конницы, бывшей тогда новостью для всех народов. Мирина врывалась со своим конным войском с Кавказа на равнины Малой Азии, доходила и до Африки и воевала с последними колониями атлантов, в коих нетрудно увидеть доарийское население этих мест, а именно хаттов. Воевала она и с матриархальными темнокожими племенами горгонянок.

Она же построила на берегах Тритонского озера, что рядом с Фригией (то есть на берегах Мраморного моря), город Солнца Херсонис. Наследником этого города стал Херсонес в Тавриде (современный Крым). Развалины сего города Мирины вполне можно отыскать и ныне.

Согласно древним легендам, арии, ведомые Арием Оседнем и его братьями, двинулись с Урала и явились на Кавказе и в Малой Азии во II тысячелетии до нашей эры. И они вмешались в войну амазонок с горгонянками и атлантами, выступив на стороне амазонок Мирины, ибо и род самого Ария Оседня, и род Мирины происходили от Богумира. И они стремились возвратить власть в Европе и Азии потомкам Богумира.

После долгих битв и окончательной победы над атлантами и горгонянками арии переженились на амазонках. Так и утвердился в славяно-арийских землях патриархат вместе с арийской ведической религией, которая уже давно, со времен Богумира, вытесняла древнюю религию матриархата.

СЛАВЯНСКИЕ АМАЗОНКИ
Но и после победы ариев и утверждения власти мужчин традиции амазонок не были забыты. Более того, можно сказать, что в великом арийском море народов славяне выделились и утвердились именно благодаря женщинам -амазонкам.

Так, древние источники не дают нам ни одного славянского мужского имени II— III тысячелетий до нашей эры. Известные мужчины — герои, цари, полководцы — тех лет обычно носили иранские (арийские) имена. Зато женщины-правительницы нередко назывались именами очень нам знакомыми, звучащими совсем по-славянски.

Более всех была известна росская царица Зарина, жена могущественного скифа Мадия, покорившего чуть не всю Переднюю Азию в VI веке до нашей эры. Сей Мадий был из мидийских скифов, живших на Кавказе, где-то в бассейне реки Аракс. И женился он на царевне Зарине из уральского города Роксанак («Крепость Рос»).

Сей город (согласно одной ассирийской надписи из коллекции Масперо) располагался где-то к северу от Бактрии в гористой области. Эти же сведения подтверждает Диодор Сицилийский, поместивший страну Зарины, царицы саков, рядом с Парфией. А вот согласно Николаю Дамасскому (1 в. н. э.), «Роксанаком» называлась столица Зарины, которая располагалась где-то к северу от Кавказа. Разрешить сей спор предоставляю будущим исследователям.

После падения власти скифов над Азией и смерти Мадия скифы и саки, в том числе и праславяне, вернулись в свою северную страну вместе с Зариной. По «Книге Велеса» скифов и саков вел к «Великой горе» (то есть к Эльбрусу) и к «синей Ра»-реке сам Заребог. Вполне возможно, что сим богом (в дощечках нет слова «богиня») почиталась Зарина.

О Зарине, царице скифов и саков, сообщают также поздние греческие легенды, например, Диодор Сицилийский. Согласно им, Зарина, красавица и хитроумная правительница, покорила все соседние народы, благоустроила большую часть своей страны, построила множество городов и сделала жизнь своих народов счастливой. В память о ней благодарные саки воздвигли пирамиду, увенчанную величественной статуей царицы. Это было внушительное сооружение: стороны пирамиды у основания имели по три стадии (чуть меньше километра), а высотою она была в одну стадию.

Историк Е. П. Савельев высказал предположение, что ныне грандиозные развалины города Роксанак и пирамиды Зарины находятся на правом берегу Терека близ Боровского аула. Городище, по свидетельству историка, там возвышается над Тереком на 20 30 саженей, а сама крепость имеет вид усеченной пирамиды со сторонами у основания около половины версты. На верху ее видны развалины древней башни.

Так что мир, будь мы чуть более любопытны и пристрастны к своей истории, мог бы дивиться не только древним пирамидам Египта, но и величественным сооружениям наших предков славян с усыпальницами цариц-амазонок.

с сайта: http://www.pompeii.ru/today.htm

27.10.2006

Античные скульпторы раскрашивали свои статуи

Раскопки в погибшем от извержения Везувия городе Геркуланум принесли археологам сенсационную находку. Ученые обнаружили статую амазонки с полностью сохранившимися красками. Открытие может поставить точку в затянувшемся споре о методах окрашивания статуй древними греками и римлянами.

Группа британских и итальянских археологов, работающих на раскопках руин древнего римского города Геркуланум, сделала удивительное открытие: они нашли античную скульптуру I в. н.э., полностью сохранившую первоначальную раскраску.

Как рассказал один из ведущих археологов экспедиции Доменико Камардо, сначала они наткнулись лишь на окрашенный затылок статуи: "Мало кто верил в то, что удастся обнаружить лицо, да еще и в такой прекрасной сохранности - слишком часто доводилось находить лишь обломки скульптур". Однако дальнейшие раскопки превзошли все ожидания.

Оказалось, что речь идет о статуе амазонки. Она стояла около развалин так называемой Большой базилики - античного сооружения, над полным раскрытием которого сейчас трудятся археологи. Место находки не случайно - базилика (по крайней мере, ее часть) была посвящена Гераклу, который, как известно, победил Ипполиту, царицу амазонок.

По словам Доменико Камардо, это первая обнаруженная античная скульптура со столь хорошо сохранившейся раскраской. Раньше, как правило, удавалось найти статуи лишь со следами пигментов, и о первоначальном облике памятников оставалось лишь догадываться. Как говорит реставратор Моника Мартелли Кастальди, хотя нос и рот статуи утрачены, все остальное прекрасно сохранилось: "Волосы, глаза, ресницы, брови - все краски дошли до нас практически в том виде, в каком их могли видеть жители Геркуланума накануне трагической гибели города".

Заблуждение, согласно которому античные статуи были цвета мрамора и радовали глаз зрителя игрой света на поверхности камня, бытовало в сознании европейцев вплоть до начала XIX века. Однако развитие археологии и изучение находок показали, что древние греки и римляне раскрашивали изваяния. Данный факт доказан довольно давно, но как именно, до сих пор ученые могли только гадать. Одни исследователи предполагали, что статуи раскрашивали в яркие цвета, другие с этим не соглашались. Обнаружение статуи амазонки поможет разрешить данный спор.

Руководитель археологической экспедиции Джейн Томпсон рассказала, что раскраска найденной статуи весьма деликатна; преобладают охристые тона, и в целом господствует сдержанный колорит.

Археологи собираются продолжить раскопки в Геркулануме. Город, впервые раскрытый после извержения археологами-любителями в XVIII веке, а затем исследовавшийся уже в ХХ веке во время господства фашистского режима в Италии, на какое-то время остался в тени - по крайней мере, там не велось каких-либо значительных археологических проектов.

Теперь под эгидой Британской школы в Риме и Археологического Управления Помпей в Геркулануме с 2004 года развернут проект по консервации и реставрации древнего города. Ученые хотят расчистить сохранившиеся фрески, обеспечить защиту расчищенных построек от негативных факторов среды и создать конструкции, позволяющие туристам знакомиться с руинами древнего города. И конечно, археологи надеются сделать еще немало сенсационных находок.

12.01.09.

Проект исследования "Амазонки из Геркуланума"

Университет Уорвика, Университет Саутгемптона и Herculaneum Conservation Project приняли участие в совместном проекте по визуализации и трехмерному компьютерному моделированию уникальной головы статуи амазонки, найденной в Геркулануме в 2006 году.

 

 

Модель предполагается использовать в исследовательских и образовательных программах.

Полный текст пресс-релиза можно почитать на сайте Университета Уорвика, а подробнее о самом проекте - на сайте Университета Саутгемптона Herculaneum - Amazon Statue.

 

на главную страницу                 на исходную страницу

 

1 |2|3| далее

Сайт создан в системе uCoz