КТО   ТАКИЕ                                                                                                        АМАЗОНКИ
 
на главную страницу                        1 |2|3| далее                        на исходную страницу

Амазонки — народ женщин-воительниц и наездниц, живших в Малой Азии, или в предгорьях Кавказа, или на берегах Метиды (Азовского моря). Вступали в близкие отношения с мужчинами лишь для сохранения рода (родившихся мальчиков отсылали отцам или убивали, девочек оставляли). Тесей и Геракл воевали с ними и одержали победу. В награду Тесей взял себе в жены самую храбрую из них — Антиопу (Ипполиту). Потом амазонки пошли войной на Афины, и Тесей вместе с Антиопой, горячо любившей мужа, защищали город. В одном из боев копье вонзилось в грудь Антиопе, и обе армии прекратили сражение. Вместе с объятыми горем афинянами амазонки похоронили молодую царицу и вернулись домой. В Троянской войне амазонки были враждебны ахейцам и после смерти Гектора пришли на помощь троянцам. Царица амазонок Пентесилея была убита Ахиллом.

Теперь немного истории – представление самих греков о мифологических воительницах.

 

ТЕСЕЙ И АМАЗОНКИ

Тесей мудро правил в Афинах. Но не жил он спокойно в Афинах; он часто покидал их для того, чтобы принять участие в подвигах героев Греции. Так, участвовал Тесей в калидонской охоте, в походе аргонавтов за золотым руном и в походе Геракла против Амазонок. Когда был взят город амазонок Фемискира, Тесей увел с собой в Афины как награду за храбрость царицу амазонок Антиопу. В Афинах стала Антиопа женой Тесея. Пышно отпраздновал герой свою свадьбу с царицей амазонок.

Амазонки же замыслили отомстить грекам за разрушение их города и решили освободить царицу Антиопу от тяжкого, как думали они, плена у Тесея. Большое войско амазонок вторглось в Аттику. Афиняне принуждены были укрыться от натиска воинственных амазонок за городские стены. Амазонки ворвались даже в самый город и заставили жителей скрыться за неприступный Акрополь. Амазонки разбили свой лагерь на холме ареопага и держали в осаде афинян. Несколько раз делали вылазки афиняне, пытаясь изгнать грозных воительниц. Наконец, произошла решительная битва.

Сама Антиопа сражалась рядом с Тесеем против тех самых амазонок, которыми раньше она повелевала. Антиопа не хотела покинуть героя-мужа, которого она горячо любила. В этой грозной битве гибель ждала Антиопу. Сверкнуло в воздухе брошенное одной из амазонок копье, его смертоносное острие вонзилось в грудь Антиопы, и она мертвой упала к ногам своего мужа. В ужасе смотрели оба войска на сраженную насмерть Антиопу. Склонился в горе Тесей над телом жены. Прерван был кровавый бой. Полные скорби, похоронили амазонки и афиняне молодую царицу. Амазонки покинули Аттику и вернулись к себе на далекую родину. Долго царила печаль в Афинах по безвременно погибшей прекрасной Антиопе.

У царя Еврисфея была юная дочь Адмета. Однажды она пришла к отцу и сказала:

- Говорят, далеко на востоке есть царство, где властвуют женщины. Там женщина - глава и опора семьи и госпожа в доме. Женщины там управляют городами, торгуют и судят, приносят в храмах жертвы богам и решают дела государства. Вооруженные, скачут они на боевых конях и храбро воюют с врагами. Они называют себя амазонками, презирают мужчин и хвалятся своей непобедимостью. Моя покровительница Гера, супруга великого Зевса, открыла мне, что вся сила воинственных амазонок в кожаном поясе, который бог войны Арес подарил царице Ипполите. Пока она носит этот пояс, никто не может победить ее, а с нею и всех амазонок. Отец! Я хочу быть непобедимой, как эта женщина, и царствовать, ни с кем не разделяя власти. Я хочу получить пояс Ипполиты!

Царь приказал Гераклу отправиться в страну амазонок и добыть пояс царицы Ипполиты.
Царство амазонок было далеко на востоке, в Малой Азии. Геракл снарядил корабль, позвал с собой своих верных друзей - Иолая, афинского царевича Тезея и других. Они поплыли тем путем, который был открыт для всех мореплавателей отважными аргонавтами. Долго плыли они; наконец по бурному Черному морю приплыли к реке Фермодонту, поднялись по течению и достигли города Фемискиры - столицы амазонок. У ворот стояли вооруженные женщины; кожаные шлемы были на них, короткие рубашки и узкие, длинные штаны до щиколоток; через плечо у амазонок висели щиты в форме месяца, а в руках они держали топорики с двумя лезвиями.
Стража не впустила Геракла с товарищами в город, и они вынуждены были расположиться на берегу реки, протекавшей близ городской стены. Вскоре прискакала на великолепном коне сама Царица Ипполита с отрядом вооруженных девушек. Среди них была красавица Антиопа, любимая подруга царицы. Ее красота однажды едва не погубила амазонок. Давно задумывали амазонки поход в Грецию и вот, переплыв море, явились под стенами Афин и осадили прекрасный город. Афиняне не были готовы к осаде. Еще немного, и город был бы в руках воинственных женщин. Но среди афинских воинов Антиопа увидела царевича Тезея, и в сердце ее вспыхнула любовь к нему. Тезею тоже приглянулась красавица амазонка; с ее помощью он надеялся спасти родной город.
Ночью он явился тайком в лагерь амазонок - увидеться с Антиопой. Ипполита догадалась о любви своей подруги и, боясь измены, приказала немедленно снять осаду. Амазонки отступили от Афин и вернулись в свою страну. Антиопа была разлучена с Тезеем. Но она не забыла его и теперь, увидев среди товарищей Геракла Тезея, обрадовалась, и любовь ее разгорелась еще сильнее.
Тезей тоже узнал ее, незаметно приблизился к ней и условился о тайном свидании. Ипполита спросила Геракла, зачем он явился в страну амазонок. Геракл ответил, что ему приказано добыть пояс царицы Ипполиты.
- Только в бою, только победителю отдам я свой пояс,- сказала царица.- Бейтесь с нами, и, если вы победите, пояс будет ваш!
Так говорила Ипполита, зная, что, пока пояс на ней, никто не сможет ее победить.

Оба отряда разошлись - готовиться к бою. Амазонки умчались в город, а спутники Геракла расположились на ночлег в своем лагере у реки. Тезея всю ночь не было в лагере. Утром он явился торжествующий и отдал Гераклу волшебный пояс.
- Как! Ты добыл его без боя? - удивился Геракл.

Антиопа похитила его у царицы и отдала мне, - сказал Тезей.

Геракл не захотел воспользоваться добычей, полученной обманом, и бой начался.

На диком коне, быстром, как ветер, помчалась на Геракла Аэла, самая стремительная из амазонок. Геракл на всем скаку выбил из ее рук топор. Она хотела спастись бегством, и конь помчал ее прочь, но стрела Геракла догнала ее и поразила насмерть.
И другая амазонка, Протоя, семь раз победительница в поединках, была убита Гераклом.
Тогда вышли вперед три девушки, три великолепные охотницы, которых сама богиня Артемида брала с собой на охоту,- не было им равных в метании копья. Сразу все вместе стремительно метнули они свой копья, но промахнулись. А копье Геракла, просвистев, перебило руки всем трем.

Страх напал на амазонок при виде поражения их лучших воительниц.

- Горе нам? Горе нам? Где же твой пояс, Ипполита? - кричали они.

Тоска сжала сердце Антиопы, предавшей своих подруг, но в толпе эллинов она увидела Тезея, и любовь победила в ней все другие чувства.
Грозная с виду, с отчаянием в душе, выехала вперед Ипполита. Только она и Антиопа знали о том, что волшебный пояс - в руках врага. Воинственная царица не хотела выдать подругу свирепым амазонкам и решила лучше умереть в бою.
Отважно бросалась она в самые опасные места битвы, сама искала смерти и вдруг упала, смертельно раненная стрелой.
Увидев гибель своей царицы, амазонки смутились и обратились в бегство. Многие из них были взяты в плен, другие убиты.
Пленницу Антиопу Геракл отдал Тезею, и Тезей сделал ее своей женой.

Геракл вернулся в Микены, к царю Еврисфею, и принес ему пояс Ипполиты. Царь подарил его своей дочери, но она не решилась носить его и отдала в храм Геры как дар богине.


Граков Б.Н., Елагина Н.Г., Яценко И.В.; Издательство Московского университета, 1977; Портал "Археология России", 2003

А вот выдержка из книги Геродота. «История», М., 1999 (270)

«О савроматах рассказывают следующее77. Эллины вели войну с амазонками78 (скифы называют амазонок «эорпата», что по-эллински означает мужеубийцы; «эор» ведь значит муж, а «пата» —убивать). После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и веслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали наконец к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю.

111. Скифы не могли понять, в чем дело, так как язык, одеяние и племя амазонок были им незнакомы. И скифы недоумевали, откуда амазонки явились, и, приняв их за молодых мужчин, вступили с ними в схватку. После битвы несколько трупов попало в руки скифов и таким образом тепоняли, что это женщины. Тогда скифы решили на совете больше совсем не убивать женщин, а послать к ним приблизительно столько молодых людей, сколько было амазонок. Юношам нужно было разбить стан поблизости от амазонок и делать все, что будут делать те; если амазонки начнут их преследовать, то они не должны вступать в бой, а бежать. Когда же преследование кончится, то юноши должны опять приблизиться и вновь разбить стан. Скифы решили так, потому что желали иметь детей от амазонок.

112. Отправленные скифами юноши принялись выполнять эти приказания. Лишь только женщины заметили, что юноши пришли без всяких враждебных намерений, они оставили их в покое. Со дня на день оба стана все больше приближались один к другому. У юношей, как и у амазонок не было ничего, кроме оружия и коней, и они вели одинаковый с ними образ жизни, занимаясь охотой и разбоем.

113.В полдень амазонки делали вот что: они расходились поодиночке или по двое, чтобы в стороне отправлять естественные потребности. Скифы, приметив это, начали поступать так же. И когда кто-нибудь из юношей заставал амазонку одну, женщина не прогоняла юношу, но позволяла вступить с ней в сношение. Разговаривать между собой, конечно, они не могли, так как не понимали друг друга. Движением
Руки амазонка указывала юноше, что он может на следующий день прийти на то же место и привести товарища, знаком объясняя, что их будет также двое, и она явится с подругой. Юноша возвратился и рассказал об этом остальным. На следующий день этот юноша явился на то же место вместе товарищем и застал там уже ожидающих его двух амазонок. Когда прочие юноши узнали об этом, они укротили и остальных амазонок.

114. После этого оба стана объединились и жили вместе, причем каждый получил в жены ту женщину, с которой он впервые сошелся. Мужья, однако, не могли выучиться языку своих жен, тогда как жены усвоили язык мужей. Когда наконец они стали понимать друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: «У нас есть родители, есть и имущество. Мы не можем больше вести такую жизнь и поэтому хотим возвратиться к своим и снова жить с нашим народом. Вы одни будете нашими женами и других у нас не будет». На это амазонки ответили так: «Мы не можем жить с вашими женщинами. Ведь обычаи у нас не такие, как у них: мы стреляем из лука, метаем дротики и скачем верхом на конях; напротив, к женской работе мы не привыкли. Ваши же женщины не занимаются ничем из упомянутого, они выполняют женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотятся и вообще никуда не выходят. Поэтому-то мы не сможем с ними поладить. Если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и желаете показать себя честными, то отправляйтесь к вашим родителям и получите вашу долю наследства. Когда вы возвратитесь, давайте будем жить сами по себе».

115. Юноши послушались жен и так и поступили: они возвратились к амазонкам, получив свою долю наследства. Тогда женщины сказали им: «Мы в ужасе от мысли, что нам придется жить в этой стране: ведь ради нас вы лишились ваших отцов, и мы причинили великое зло вашей стране. Но так как вы хотите взять нас в жены, то давайте вместе сделаем так: выселимся из этой страны и будем жить за рекой Танаисом».

116. Юноши согласились и на это. Они переправились через Танаис и затем три дня шли на восток от Танаиса и три дня на север от озера Меотида79. Прибыв в местность, где обитают и поныне, они поселились там. С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.

117. Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык. Что касается брачных обычаев, то они вот какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай.»



ВОИНСТВЕННЫЙ ПОЛ

Воинственный пол

История знает немало фактов, когда женщине приходилось оставлять свое почетное место "у плиты" и, надевая мужские доспехи, отправляться на защиту Отечества. Чего стоит одна только "кавалерист-девица" Надежда Дурова, которая в 1808 году, переодевшись в юношу, вступила рядовым в Коннопольский уланский полк, отличилась в сражениях с французами, получила из рук императора за храбрость Георгиевский крест и в том же году была произведена в офицеры. Впоследствии она продолжала свою службу так же ревностно, как начала. И было бы делом обыкновенным - участвуя в самых кровопролитных сражениях, удивлять всех своим бесстрашием, - если бы не нелепый случай, выдавший всем ее маскарад.

Вообще, желание женщин стать вровень с мужчинами наблюдалось с ранних времен. Краса и гордость Древней Греции - Амазонка - была искусна в стрельбе из лука и верховой езде. Считалось, что это воинственное племя женщин происходят от бога коварной, вероломной войны Ареса и Гармонии, дочери Ареса и Афродиты, и поклонялись богу войны Аресу и богинеохоты Артемиде. В легендах об амазонках отразились факты о древних матриархальных сообществах, в которых женщины воевали и управляли, а мужчинам поручалось смотреть за хозяйством. Военные походы амазонки предпринимали под предводительством своей царицы. Амазонки были мужененавистницами и терпели мужчин исключительно ради продолжения рода. Раз в год они вступали в браки с чужеземцами или соседними племенами, отдавая затем на воспитание отцам или убивая мальчиков и оставляя себе девочек. Девочек они выращивали как будущих воительниц, которым выжигали правую грудь, мешающую натягивать в бою лук. Отсюда и пошло их название - "амазонка" означает "безгрудая". "Эти женщины, - писал о них древнегреческий историк Диодор Сицилийский, - жили на границах обитаемого мира. Их мужчины проводили дни в хлопотах по домашнему хозяйству, выполняя распоряжения своих жен-амазонок, но, не участвуя в военных кампаниях или управлении как свободные граждане. Когда рождались дети, заботы о них поручали мужчинам, которые выращивали их на молоке и жидкой пище".

ПО СЛЕДАМ ВОИНСТВЕННЫХ АМАЗОНОК

Наши великие предки отмечали, что народ, не имеющий своей истории, не имеет исторического будущего. По преданиям у наших народов существует славная древняя история, уходящая своими корнями в далёкие тысячелетия. Многие страницы её по разным причинам были утрачены, в том числе по Скифии, Сарматии, Амазонскому царству, размещавшемуся на территории от Каспия до Чёрного моря. Исследования последних лет позволили определить местоположения городов и захоронений амазонских царств в разные периоды времени, что даёт возможность для более углублённого его изучения, связанного исторически со Скифией и Сарматией.
Древнеисторическая литература, легенды и предания сохранили до наших дней сведения о существовании в районе Каспия, Кавказа, Чёрного моря и других местах Земли легендарных царств амазонок, состоявших из одних женщин, которые оставили заметный след в древней истории человечества. О них сообщали Гомер, Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский, Левшин В.А. и многие другие. В последние столетия большой вклад в изучениеистории амазонок внесли французские, немецкие и русские исследователи.
В 1980 году в Германии увидел свет многотомный справочник "Античная мифология и иконография", где помещены богатые сведения и иллюстрации об амазонках, сохранившиеся в многочисленных музеях Греции, Ближнего Востока, Египта, Европы, Америки. В справочнике сотни фотографий древних рисунков, скульптур, барельефов амазонок в том числе, созданных талантливыми мастерами прошлого Фидием, Поликлетом и другими. В этих произведениях, искусства ощущается духовная выразительность воительниц, их красота. Галерея образов амазонок, как и исторические сведения античности, дают представление о двух различных группах воительниц: северокавказской и анатолийской (ближневосточной).

Флорентиец Брюнетто Латино (1230-1294) в своей энциклопедии знаний "Книга сокровищ", составленной на основе более древних источников, сообщал о двух царствах амазонок, где одно было по соседству со Скифией, а другое - за Халдеей. Первые из них были одеты в коротких платьицах или юбках с короткой стрижкой волос, а вторые в облегающих штанах, в платье, кафтане, головном уборе. Одежда орнаментирована по-арабски. Тип лиц тоже был различен у этих групп.


О существовании амазонских царств, где вся система управления в стране и её защита были в руках женщин, известно с древнейших времён. Так, например, в древнеиндийском сказании Махабхараты герой эпоса Арджуна со своими войсками попадает в страну амазонок, где поражённый необычайной красотой царицы Парамиты предлагает ей стать его женой и уехать с ним в Гастинапур. Предложение было принято, и они уезжают с караваном богатств.

Наибольшее количество сведений об амазонках, обитавших на севере Африки, Ближнем Востоке и на берегах реки Фермодонт (вероятно, р. Терек), имеется в древнегреческих и римских источниках.

Дионисий (прозванный Скитобрахион), живший в Александрии в середине II в. до н.э. в пересказе Диодора Сицилийского сообщал, что наиболее древнее амазонское царство располагалось в Северной Африке, в Ливии (Марокко, Алжир, Тунис…), которое, ярко вспыхнув, исчезло за много поколений до Троянской войны. Столица этого царства находилась у северо-восточной части озера Шерги (Атласские горы Алжира). Южнее столицы, у юго-восточного берега этого озера были величественные усыпальницы и дворцово-культовые сооружения амазонок в скалах.

В Ливии было много племён женщин, отличавшихся воинственностью и храбростью. Например, горгонские женщины упражнялись в военном деле и в течение определённого времени несли военную службу, в то время как мужчины были в подчинении и занимались домашним хозяйством, воспитанием детей, не принимая участия в военных делах.

Амазонки в Атласских горах (по Кольцову И.Е.)


В Ливии было много племён женщин, отличавшихся воинственностью и храбростью. Например, горгонские женщины упражнялись в военном деле и в течение определённого времени несли военную службу, в то время как мужчины были в подчинении и занимались домашним хозяйством, воспитанием детей, не принимая участия в военных делах.

Под предводительством царицы Мирины (считавшейся воплощением богини) были покорены многие соседи, в том числе атланты на Атласских горах и горгены. Соплеменницы Мирины, погибшие в битвах, погребены в трёх огромных курганах, которые до сих пор называют курганами амазонок. Наиболее крупные из них расположены в 50 км к юго-востоку от города Саида (Алжир). Мирина прошла с войсками Египет (оказав помощь царю), Аравию, покорила всю Сирию и вошла в Малую Азию, где основала ряд городов: Мирину, Киму, Питану, Пирену, а на острове Лесбос - город Мителену. Устремившись на север, она переправилась через пролив Дарданеллы и вошла во Фракию, где погибла с большей частью своего войска в битве с войсками фракийского царя Мопса и скифского царя Сапила. Захоронена Мирина у берега Чёрного моря, западнее города Игнеада (север Турции). Позднее в этих местах амазонками с Фермодонта был воздвигнут город. Оставшаяся здоровая часть амазонок Мирины возвратилась в Ливию, а раненые остались жить в тех местах, где захоронена Мирина.

Диодор Сицилийский сообщает также об амазонках, которые первоначально жили в Скифии по берегам реки Амазон, теперь называемой именем Танаис - сына амазонки Лисиппы. Легенда гласит, что Танаис влюбился в красавицу-мать, но, избегая грехопадения, бросился в реку и утонул. После этой трагедии Лисиппа повела своих дочерей в долину реки Фермодонт, которая течёт в высоких Амазонских горах (Северный Кавказ). Лисиппа построила огромныйгород Фемискир в дельте реки Фермодонт и покорила соседние народы вплоть до самого Танаиса (Дона). Совершив эти подвиги, она героически погибла в одном из сражений. Её дочь, став наследницей, превзошла свою мать в приумножении славы царства. Она ввела обучение девочек с семилетнего возраста грамоте, физическому и духовному воспитанию, в том числе охоте, древним таинствам лечения, военному единоборству, хозяйствованию, искусству выносить тяготы войны, взаимовыручке. Они умели останавливать кровь, залечивать раны подручными средствами. Пройдя с боями за Танаис, она покорила многие народы вплоть до Фракии и, возвратившись на родину с большой добычей, заслужила уважение своих граждан справедливостью своего правления. С таким же успехом царствовали и её преемницы. Потомки Лисиппы расширили владения Амазонской империи на запад за реку Танаис, до Фракии, Фригии в Азии.

Для управления страной царица назначала пожилую, умудрённую опытом и знаниями женщину. Формирование армии имело чёткую структуру мобильных и высоко подготовленных подразделений, способных в любой момент выставить не менее 120 тыс. конных всадниц, не считая местного охранения. Сильное влияние в стране имела Верховная жрица вместе со служителями культа, дававшие воительницам эзотерические знания. В царстве амазонок имелись писаные законы, которые в последующем были заимствованы соседними народами, в том числе и древнееврейским государством.

Царица вела переписку со многими соседями, в том числе и с Александром Македонским. Исторические источники (Диодор Сицилийский и др.) указывают, что А. Македонский перед своим походом "на край земли" направлял соседним народам, находившимся на его пути, требование подчиниться и платить дань или выйти на бой. Амазонки согласились платить дань и откомандировать в его распоряжение отряд в 500 храбрейших воительниц с ежегодной заменой. У амазонок были быстрые кони, медные луки, мечи, топорики, арканы, ножи и небольшие щиты в форме полумесяца. Свою добычу от походов они использовали на строительство храмов Аресу и Артемиде Таврополе, чей культ установили в царстве. Своё происхождение амазонки вели по материнской линии.
Три знаменитые амазонские царицы Марпесса, Лампадо и Гиппо захватили большие владения в Малой Азии и Сирии, основали города Эфес, Смирну (Измир), Фибу, Синопу. Именно во время этого похода амазонки захватили Трою. Приам в то время был ещё ребёнком. Однако когда отряды амазонского войска ушли с большой добычей, оставив небольшие отряды для укрепления своей власти на местах, последние были изгнаны союзом варварских племён, в результате чего в одном из боёв амазонки потеряли царицу Марпессу. (По сообщению Павла Оросия, амазонки вновь вторгались в Азию вместе с киммерийцами в 723 г. до н.э.)

Ко времени похода Геракла в амазонское царство за поясом Ипполиты, амазонки успели возвратиться из похода на Фермодонт. Это не помешало Гераклу совершить убийства, разрушение Фемискиры, грабёж, отнять пояс царицы и взять в качестве трофея царицу Антиопу. Собрав войско, амазонки пустились в погоню. Они осадили Афины. Во время боя Антиопа погибла, и воительницы возвратились ни с чем. Туристы, приезжающие в Афины сегодня, могут увидеть на северной стороне Парфенона барельефы, где изображён бой вооружённых всадниц с афинянами. Это память об амазонках, штурмовавших Афины.

Ещё раз с берегов Фермодонта они приходили в эти края на защиту Трои. Под стенами Трои остались захоронения погибших амазонок и троянцев. Город Троя находился во Фракии (см. ст. "Троя была на севере Турции).

Империя амазонок, располагавшаяся вокруг Кавказа, включала в себя несколько царств. Древние письменные источники, различные предания и исследования локализуют районы местоположения этих царств: одно из них простиралось от северо-западного побережья Каспия (включая север Дагестана) вдоль рек Кума и Терек в западном направлении до Кабардино-Балкарии, излучина Дона и Волги, Северного Причерноморья, Фракии.

Следы царства Амазонок (по Кольцову И.Е.)

В дельте реки Кума был крупный город. В Каспийском море недалеко от устья рек Кума и Терек на островах находились крепости амазонок, контролировавших водные торговые пути, проходившие в северном и южном направлениях, в том числе и в Персию. Об этих островах, попадавших на них купцах и отношениях их с амазонками, ходило много легенд (см. кн. Левшина В.А. "Вечерние часы или Сказки древних славян-древлян", М., 1897.).
Терек являлся южной границей амазонок с соседними народами. Между Кумой и Тереком были другие города и поселения амазонок (Кизляр на Тереке) и древних народов - хвалисов с их столицей Моджары в среднем течении Кумы. Здесь же были древние культовые центры, усыпальницы цариц и места погребений воительниц. Это район озёр у реки Кумы на северо-западе Дагестана, у границы со Ставропольем и Калмыкией, а также большой некрополь к северо-западу от станции Кочубей и юго-западнее станицы Раздолье. Можно предположить, что озёра в этих местах были когда-то благоустроенными.

Амазонки на Кавказе (по Кольцову И.Е.)

Другим местом наиболее компактного проживания амазонок, являвшегося также их культовым и культурным центром между Кумой и Тереком, был район существующих городов Майский и Нарткала (на северо-востоке Кабардино-Балкарии). Большие погребения амазонских воительниц находились у западных сторон рек Черек и Лескен в юго-восточном направлении от Нарткалы. Крупным местом погребений амазонок является район в 16 км юго-восточнее г. Майский. В этих местах в 1878-1889 гг. немецкий археолог Фридрих Байерн нашёл ряд амазонских погребений с вооружением и украшениями у аула Степан-Цминда (Казбек), на правом берегу Терека.????(повтор ниже) Напротив аула Степан-Цминда находился аул Черчеты с храмом святого Гаргара. Согласно Страбону амазонки совершали паломничество с р. Мермодоса к гаргареям. Это подтверждается и находками в этих местах. Но, к сожалению, археологические раскопки не были продолжены. Амазонки много строили городов, культовых сооружений. Предания говорят, что ими велось большое строительство также в этих местах (в том числе и подземных сооружений) в районе между городами Майский и Нарткалы. О них говорят местные предания. Не исключено, что в них могут обнаружиться следы амазонской письменности, культуры, хозяйственной деятельности. Страбон (в 8 г. до н.э.-20 г. н.э.) писал, что между албанцами и амазонками обитают племена гелов и легов (лезгинцев). Причём р. Мермодалий (Мермода), впадающая в Меотиду (Каспий), разделяет эти племена от амазонок. (Любопытно, что Каспий за 3 тыс. лет имел не менее 10 переименований.) Далее автор сообщает, что другое место обитания этих амазонок находится на северных склонах Кавказских гор, где они живут на границе с народом гаргареев. Действительно, в районе г. Майский амазонки соседствовали с народом гаргареев.
Распад империи амазонок вокруг Кавказа можно отнести к периоду упадка империи Александра Македонского. Основная часть воительниц осталась в местах их оседлого проживания и слияния с соседними народами у рек Кума, Терек, Черек, Дон (у большой излучины). Северного Причерноморья и т.д. Потомки славных амазонок и сейчас, наверное, живут там, но наиболее активная их часть переместилась в другие края. Согласно историческим источникам и сказаниям амазонки с Фермодонта основали ряд поселений и город на западном (европейском) побережье Чёрного моря - в районе существующих городов Игнеада и Кыникей (Турция). Там были погребения воительниц и предводительниц, в том числе у истоков местных речек.

В середине I-го тыс. н.э. под давлением каких-то обстоятельств часть амазонок ушли в северном направлении в горы Чехословакии, а затем на Рейн (Германия), в Бретань (Франция), в Испанию и восточную Англию, оставив здесь о себе яркую память. Не поэтому ли в этих странах проявляется особый интерес к истории амазонок, так как здесь считают, что среди них живут потомки легендарного женского царства. Историограф Карла Великого Павел Дьяков (728-800) в "Истории лангобардов" сообщает, что при продвижении лангобардов из Скандинавии на юг, они встретили на своём пути (в Чехословакии) амазонок, которые преградили им путь. По преданиям, в VIII в. н.э. амазонки жили в глубинах Германии. В этих странах об амазонках сохранились исторические материалы и сказания. Известно также, что европейские народы являются потомками древних гипербореев, кельтов, этрусков, скифов, ариев, гунов, выходцев с востока.

Другое амазонское царство, бывшее в Малой Азии "за халдеями", располагалось от юго-западного побережья Каспия до озера Урмия (Иран) и вокруг него. Главный город этого царства находился в районе существующего города Мераге (Ирак). Там же находились и их основные погребения. Имелись захоронения амазонских цариц и к северо-востоку от города Измир (Турция). Это царство принимало участие в борьбе против этрусков, Трои (столицей Фригийского царства). Борьбу они вели в Малой Азии, в то время как фермодонтская царица выступала на стороне Трои на европейском континенте.

Часть деятельных амазонок Каппадокии (Турция) ушла на юг Аравийского полуострова (Йемен), в район дельты Нила, Ливию и далее, где у отдельных народов и сейчас главенство женщин проявляется в управлении.

В новую эру также встречались образования женских царств. Так в III в. н.э. на территории от восточного побережья Каспия (Мангышлак) до Аральского моря находились воинственные амазонки. Там и сейчас на Мангышлаке (севернее Нового Узеня) у мест погребений имеются каменные изваяния амазонок с вооружением. Об этом много писалось в нашей прессе в 80-е годы.
Персидский историк и писатель Хамдаллах аль-Казвани (1281-1349) в своём сочинении "Услада сердца", написанном в 1339 г., сообщал, что в пустыне Магреба находится народ, который состоит только из женщин. В Узбекистане, Туркмении, в восточном и северном Прикаспии устойчиво бытуют предания об амазонках, а женщины, живущие в Прикаспии, у Арала, убеждают своей деятельностью о возможном их существовании в недалёком прошлом.

Обозначения:

1- изначальное царство северных амазонок;
2 - присоединённые земли до XII в. до н.э.;
3 - территория амазонского царства на Мангышлаке;
4 - южное амазонское царство;
5 - амазонский коридор между двумя территориями;
6 - территория амазонок в Каппадокии Понтийской;
7, 8, 9 - города, построенные амазонками до IV в. до н.э.;
10 - захоронения амазонок у стен Трои.


 

 

Испанский посол у Тамерлана Рюй Гонсалес де Клавихо (ум. 1412 г.) сообщал, что земля амазонок находится на расстоянии 15 дней пути из Самарканда в Китай и что амазонки не имеют у себя мужчин.

Амазонки строили много храмов, в которых служили жрицы, передававшие Великие знания Востока воительницам, умевшим читать и писать. Поэтому многие из амазонок под старость уходили к соседним народам, где обучали детей грамоте, премудростям жизни, а девочек - лечительству. Этих грамотных амазонок, знавших йоговское учение, называли "йогинями", "бабой йошкой". Только с появлением христианской религии, нетерпимой к инакомыслию, их начали называть "бабой ягой". Но добрая память о "бабе йоге" осталась в русских народных сказках, где они часто путем волшебства помогали героям. Их знания, как драгоценность, передавались от поколения к поколению, принося людям помощь, добро.

Но что означает слово "амазонка"? Толкование происхождения этого слова до сих пор спорно. В русских "Азбуковниках толковых словарях" (энциклопедиях), имевших распространение в Московии в XV-XVII веках и в "Сказании о неудобопонимаемых речах называют "Амазонистскую землю", а женщин "а'мазаникы".

Тредьяковский (1708-1799) указывал на связь амазонок со скифами и праславянскими народами. Он считал, что толкование этого слова греками искажено. Слово "а'мазаникы" надо понимать как омужание (то есть мужественные женщины). Не исключено, что слово "а'мазаникы" означает "помазанники" (о'мазанники), то есть посвящённые в священный женский союз, как посвящаются во многие религиозные союзы, в монахини... Помазание (елеем и т.д.) в древности было делом обыкновенным, которое и сейчас практикуется на Востоке и в других местах. Воительницы все проходили ритуал посвящения.

Другое название города Фемискиры, вероятно, надо воспринимать составным - как женская крепость (укрепление). Фемина (по-латински) - женщина. Кираса - это металлическая лата (латы), применявшиеся амазонками.

Хотелось бы коснуться причин образования женских сообществ и царств, имевших сильные армии. Из легенд и мифов древней Греции и Рима видна жестокая борьба между богами и их окружением. В этих легендах говорится только о богах Средиземноморья. Но мы не знаем о богах других центров цивилизации (Индии, Поднебесной - Китая, Америки, Арктиды и др.). Борьба греческих богов не могла не затронуть интересы других центров цивилизации. Из древних источников известно, что Зевс, Аполлон, Прометей и другие боги имели летающие колесницы и летали в Гиперборею, в Гималайский духовный центр и другие места. Отсюда видно, что Зевс кому-то тоже подчинялся и давал отчёт.
Зевс для свержения своего отца Крона (правившего в Золотой век) привлёк на свою сторону многих титанов и сторуких великанов из подземного мира. Достигнув своей цели и, сослав Крона на о. Белый "Блаженные острова" (район Ямала), он вновь отправил сторуких великанов назад, в подземный мир. Вместе с ними были отправлены и непокорные титаны, включая бога гипербореев - титана Коя (отца богини Лето и деда Аполлона). Чтобы титаны и их многочисленные близкие были более сговорчивы Зевс держал "при себе" детей титанов и царей. Известно, что в их числе была Лето, Прометей и другие. Подобные приёмы удержания власти многократно использовались в истории, в том числе и в наше тысячелетие. Например, Чингисхан после завоевания Руси и других стран тоже забирал к себе "на службу" многих сынов князей, шахов, талантливых мастеров, которые использовались вдали от дома на разных работах, в том числе на строительстве флота, новых городов, храмов, дорог...

В тот далёкий период правления бога-царя Зевса шла ожесточённая борьба в обществе. В этой борьбе погибло много мужчин. Вероятно, что жёны и дочери поверженных титанов, царей и других слоев общества, спасаясь от преследований новых правителей, уходили под защиту богов и богинь в своеобразные монастырские сообщества, как это делалось многократно на Руси с пострижением в монахини. В этих амазонских царствах было много храмов, жриц. Существовали законы, близкие к монастырским. Амазонкам покровительствовала богиня Гера (жена Зевса), Артемида и верховные жрицы Гималаев, присылавшие к ним своих достойных жриц. В дальнейшем сообщества объединялись в царства.

Исходя из сказанного и результатов ряда других исследований, можно сделать вывод.
Рекой Фермодонт ранее называлась река Терек, а Мермодой - Кума (а, возможно, и наоборот).
Места основных городов и знатных погребений (захоронений) раннего периода каспийско-северокавказских амазонок находятся в районе рек Кумы и Терека.
На территории нашей страны находятся основные памятники истории амазонок (как наземные, так и подземные) с их культурой, письменностью.

Для дальнейших исследований - это благодатное поле деятельности.

"Ветеран", № 4, август, 1993 г.

"Необъявленный Визит", № 8(22), 1996 г

 

на главную страницу                 на исходную страницу

 

1 |2|3| далее 

Сайт создан в системе uCoz