КТО   ТАКИЕ                                                                                                        АМАЗОНКИ
 
на главную страницу                        1 |2|3| далее                        на исходную страницу
Артемида

Сарматы: Русские амазонки.

На окраинах России и на Украине есть могилы, где находятся скелеты женщин, похороненных с оружием. Они жили во времена, когда греки еще пересказывали многовековые предания о народе женщин-воительниц, но уже считали их вымыслом.

Из-за недавних находок археологов опять возник вопрос об амазонках. Быть может они все же существовали когда-то?

На юго-востоке современной Украины и России, по Великой степи Евразии, тысячи лет бродили орды кочевников, люди разных этнических групп и культур. Но суровая природа диктовала им единый образ жизни. Выносливые люди на выносливых лошадях всю жизнь перегоняли свой скот, питались его мясом, пили молоко кобылиц. Теперь лишь насыпные холмы в степи являются немыми свидетелями их прошлого. Это - могильники древнего народа, сарматов, которые постоянную обитель обретали только со смертью. В этих захоронениях, именуемых курганами, мало кто предполагал найти подтверждение древних греческих мифов.

Сарматы, кочевавшие здесь в I тысячелетии до н. э., не оставили ни письменных источников, ни строений. Все, что мы знаем о них - добыто в могилах или вычитано у древне-греческого историка Геродота, но его сведения всегда рассматривались как легенды.

После путешествия в 450 году до н. э. по Северному Причерноморью Геродот записал миф о странном племени женщин-воительниц, которые разъезжали по степи верхом на лошадях, свирепо сражались, стреляя из луков. Никто из них не выходил замуж, пока не убивал врага. Черноморские греки называли их "иорпаты" (мужеубийцы), но Геродот привел и другое название - амазонки, от греч. амазес (безгрудая). Авторы более поздних времен объяснили это тем, что амазонки лишали себя одной груди чтобы лучше стрелять из лука, но древние греки никогда не писали про такие увечья. Быть может, эти вояки получили прозвище амазонок за то, что не хотели кормить детей грудью?

Амазонки, лютые враги древних греков, изображались ими везде как племя женщин диких настолько, что с мужчинами знались только для продолжения рода и даже посмели однажды напасть на Афины. Но в более поздние времена все сочли это за небылицы. "Кто поверит, - насмешливо заметил греческий географ Страбон, - что когда-то могла существовать армия женщин, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов. Рассказать такое, все-равно что заявить, будто в те времена мужья играли роль жен, а жены - мужей". Многие сведения об амазонках в науку не вошли, зато дали богатую пищу творчеству драматургов во всех жанрах - от комедий до трагедий. К XX веку амазонки появились на эстраде и в фантастике. Но каждый раз, когда в степи находят захоронения женщин с оружием, невольно вспоминается миф о них. И, уже из могил, амазонки как бы воюют снова - за свое место в истории мира. Интересно, что Страбон и прочие скептики сказали бы об этих могилах?

Такие находки действительно необычны. Об этих женщинах написано чрезвычайно мало и только древними греками, что воспринималось всегда как мифы. Но тут, в степи, археологи находят настоящих женщин-воительниц, похожих на амазонок, ведь рядом с ними захоронены мечи, кинжалы, колчаны с наконечниками стрел из бронзы и железа - сплошь боевое снаряжение воина. То, что в этих степях жили воинственные женщины, здесь воевали, здесь погибали, здесь хоронили своих подруг - очевидно вполне. Но как они связаны с амазонками древних мифов? Не о них ли писал Геродот?.

Русские археологи давно знают о женских могильниках в степях Украины и России, где не только украшения из золота и серебра, но еще и боевое снаряжение. Но они не связывали эти захоронения с амазонками до тех пор, пока сюда не пришла многонациональная группа археологов из Западной Европы и США. В мире, где воевали мужчины, образ воительницы казался нелепым. Кое кто даже счел оружие ритуальным, для боев в мире ином, а не в этом. Но скелеты женщин свидетельствуют о другом - есть черепа со следами рубящих и колющих ударов, есть плечевые кости с торчащими в них наконечниками стрел...

Обычно, если археологи находят оружие в могиле, то считают, что похоронен мужчина, если бусы, браслеты и прочее, то женщина. Однако в этих раскопках нельзя полагаться на сопутствующие вещи, потому что в сарматских могилах бывает и наоборот - мужчина с зеркальцем, а женщина - с оружием. Но, к счастью, археологи, изучавшие физическую антропологию, по черепу и другим частям скелета могут безошибочно определить пол погребенной особи.

Вот скелет женщины лет шестидесяти, из оружия здесь только нож, рядом шильца для прокалывания кожи, кремни и кресала. Судя по этим и другим вещам, старушка в общине могла делать то, что всегда и везде поручалось мужчине, ведь кремни и кресала - орудия хранителя огня. По черепу этой женщины видно, что сарматки доживали до старости, ее зубы сточились, но порченых нет.

В один из сезонов раскопок, в 1994 году, нашли могилу совсем юной девушки, лет четырнадцати. Кости ног ее были кривы от постоянной езды верхом. По набору оружия было понятно, что она хорошо владела боевыми приемами. Для рукопашной схватки - кинжал с небольшой рукояткой, явно сделанный по девичьей руке. По множеству наконечников стрел ясно, что хоронили ее с полным колчаном.

Одна из могил принесла археологам неожиданный сюрприз. Там обнаружены останки женщины, не похожей на воительницу, но соплеменницы, видно, боялись ее, потому что связали ей ноги, явно не желая, чтобы она выбралась на свет Божий. Можно только строить догадки, за что с ней обошлись так сурово. Дурной глаз? Они боялись, что она наведет на них порчу? Или же эта женщина была помешанной, бесноватой? И они боялись что она выберется привидением из могилы и станет гоняться за ними? А может быть, причина была совершенно иная и нам, живущим в другом укладе общества этого никогда не понять.

Пытаясь представить диких кочевников, скачущих стремительно по степи, невольно вспоминаешь о Чингизхане и ордах монголоидов, но сарматы были европеози.

Греки, привыкшие биться пешими в плотном строю сочли всадниц с луками трусливыми, но те заставили признать, что их атаки смертоносны. Почти каждая легенда о битве с амазонками кончается гибелью или посрамлением красивой, но свирепой воительницы, посмелившей меряться силами с греческим героем. Но у Геродота, напротив, амазонки чаще побеждали. Бывших противников они брали себе в мужья и те делили с ними тяготы кочевой жизни и войн.

Эти женщины очень важны для нас, потому что они представляют общественную формацию, которая еще никогда не регистрировалась документально. В этих степях много много захоронений, в том числе в виде курганов. Археологи за несколько сезонов раскопали уже порядка сотни из них, поровну мужских и женских. Здесь есть могилы разных племен, которые приходили сюда друг за другом. В какой-то период времени здесь появились племена, воинами которых были женщины, весьма похожие на тех, которые, по словам Геродота, обитали в степях к северу от Черного моря.

Если в женских могилах обилие всяких предметов, то в мужских их почти нет. В одной мужской могиле найден только горшок, в нескольких других мужчины захоронены с ребенком на руках... Бедность мужских могил еще больше наводит на мысли о матриархате.

Результаты раскопок на юге России и Украине просто поразительны. Благодаря им легенды обрели реальную основу, а записки Геродота о амазонках нашли подтверждение.

В этом сезоне раскопок пошла уже совершенно обратная картина, такая, какая и должна была быть. Воинами в последних раскрытых могилах уже были мужчины. Согласно Геродоту, амазонки жили в VI веке до н. э., а эти последние могилы относились к периоду от IV до II века до д. э. Таким образом, от амазонок Геродота до погребенных в последних открытых могилах прошло более двух веков, и в племенах, о которых рассказывалось в мифах Древней Греции, уже царил патриархат. За три столетия женщины степей утратили власть и она перешла к их сыновьям и внукам. Возможно, виновниками этой перемены были пленники-мужчины, которые не хотели мириться с новой для них ролью и которым амазонки доверили воспитание своих детей.

Теперь, после открытия археологов, ясно, что амазонки существовали, что жили на земле такие женщины и мифы о них стали еще привлекательнее. Впервые удалось найти в полевых услових материальные доказательства того, что в обществе существовала формация типа племени амазонок. Она была у кочевых народов, обитавших в этих степях. Здесь правили женщины, пасли скот, охраняли стада и, при необходимости, с оружием в руках бились за свои земли.

Благодаря этим открытиям восстановлена добрая репутация Геродота, ведь его называли не только отцом истории, но и отцом вымыслов за рассказы о всякой экзотике типа амазонок. За десяток лет раскопок археологи доказали, что Геродот был правдив. Теперь его никто не назовет отцом вымыслов, он скорее заслуживает звание отца исторических преданий.

В течение семи веков непоседливые сарматы то и дело появлялись у этих курганов чтобы похоронить своих погибших и воздать почести прославленным воинам. Когда и как покачнулся маятник родовых отношений в племенах сарматов, остается пока тайной. Хотя исторический период расцвета племени женщин-воительниц превратился в миф давным-давно, еще при их существовании, его отголоски долго волновали представителей новых времен. Так, покорителям Нового Света почему-то полюбились амазонки - огромную реку назвали Амазонкой, штат Калифорния носит имя одной из их цариц. Даже некоторые великие первопроходцы, Колумб и Кортес, заявляли, что мельком видели их, но только тогда, когда те уже исчезали за горизонтом..

Источник: http://history-ugolok.ru

АМАЗОНКИ И ЭЛЛИНЫ

"Эти женщины, - писал об амазонках древнегреческий историк Диодор Сицилийский, - жили на границах обитаемого мира. Их мужчины проводили дни в хлопотах по домашнему хозяйству, выполняя распоряжения своих жен-амазонок, но, не участвуя в военных кампаниях или управлении как свободные граждане. Когда рождались дети, заботы о них поручали мужчинам". Видимо, на полях битв и встретились эти два мира: нарождавшийся античный и почти ушедший в прошлое мир, где господствовали женщины. Амазонкам приписывают участие в Троянской войне, вторжение вместе с киммерийцами в Малую Азию и, наконец, поход в Аттику и осаду Афин.
Появление амазонок под стенами Афин связано с именем Тесея. Тесей, как повествует Плутарх, плавал к берегам Понта Эвксинского (Черного моря). Оказавшись у побережья страны амазонок, он пригласил их царицу, Антиопу, к себе на корабль. Пригласил, значит, заманил во внутренние покои, устроил музыкальное представление… А тем временем гребцы отгребали. От берега.
Амазонки, оставшиеся на берегу почуяли неладное, и начали кричать, но их царица не слышала криков из-за музыки. Или из-за лапши, которую ей навешал на уши Тесей.

История не донесла до нас, что сказала царица, когда наконец обнаружила, что влюбленный Тесей обманом похитил ее. Но легенда утверждает, что она полюбила мужественного Тесея и стала его женой.

Между тем, верные своей повелительнице амазонки отправились по суше в далекую Грецию, чтобы освободить ее. И настал день, когда их передовые отряды стали видны с афинских крепостных стен. Антиопа сражалась рядом с Тесеем против своих бывших подданных. Увидев ее на стороне врага, амазонки разразились воплями ярости. Теперь они еще больше хотели победить вероломных греков. Но уже не для того, чтобы освободить свою царицу, а чтобы покарать ее за предательство. Целых четыре месяца ярость воинственных женщин бушевала под стенами и на улицах столицы. Самое большое сражение произошло у Акрополя. Только когда военное счастье отвернулось, казалось, от амазонок, грекам удалось заключить с ними перемирие, и те отправились обратно к себе в Причерноморье.

АМАЗОНКИ И СКИФЫ

Геродот рассказывает, что после битвы эллинов с амазонками в Троянской войне эллины захватили их в плен и везли на трех кораблях. Но амазонки перебили всех греческих воинов. Не зная, как управлять кораблями, они, носимые волнами и ветром, прибыли к берегам Меотийского озера и высадились на земле свободных скифов у каких-то Кремн. Похитив у скифов табун лошадей, амазонки начали грабить их страну.

"Скифы же не могли понять, - писал Геродот, - в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки - это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они узнали, что это были женщины. Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, и уклоняться; когда же те остановятся, они должны приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети.
Посланные юноши стали выполнять порученное. Амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, и не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Как и амазонки, юноши не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом. Амазонки в полуденный час расходились по одной и по две, рассеиваясь для естественных надобностей далеко друг от друга. Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, а совсем наоборот, позволила вступить с ней в связь. Она показала жестами (ведь они не понимали языка друг друга), чтобы он на следующий день пришел на то же место и привел другого, и что она также приведет другую. На второй день юноша пришел на то же место и другого привел и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также “приручили” остальных амазонок.

А после, соединив лагери, они стали жить вместе, и каждый выбрал себе в жены ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин. А после того, как они поняли друг друга, мужчины предложили амазонкам вернуться вместе с ними к их народу. Но свободолюбивые воительницы не захотели жить в племени, где занятие женщин - домашнее хозяйство: они не хотели ни противоречить местным обычаям, ни менять свои. И они вместе с мужчинами переправились через реку Танаис и стали жить сами по себе. Так, по легенде, появился народ савроматов, говорящих на скифском языке с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно.

С того времени жены савроматов придерживались древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями, и отдельно от мужей; они также ходили на войну и носили ту же одежду, что и мужья. И никакая девушка не выходила замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов. Следы амазонок можно отыскать не только в текстах древних авторов. Сейчас есть и материальные свидетельства того, что они были. На Кавказе, в Северном Причерноморье и в других местах найдены захоронения женщин, где рядом с бусами на истлевшей нити лежали боевые ножи, щиты и доспехи - то, что служило воительницам в этом мире и должно было сопровождать их на пути в иной мир. Вместе с оружием часто обнаруживают и остатки сбруи: разве амазонка может быть без коня?

Ирина Ходькова,

мама поэта А.Квинт-Эссенского

Еще одна статья из газеты «Мир нововстей № 21 (595) 17 мая 2005 года.

Где только не искали героинь древней легенды женщин-воительниц амазонок. Ученые пытались найти их следы в Греции, Азии, Турции. И наконец нашли... в России.

О том, кем же на самом деле были амазонки, как они жили, как продолжали свой род без посредства мужчин, доступ которым на территорию амазонок был запрещен под страхом смерти, - обо всем этом спорили еще древние греки. Геродот описывал воинственных дамочек так: однажды женщины одного из степных племен, разгневавшиеся на своих мужей (наверное, за слишком уж систематическую супружескую неверность), избавились от них, взяли на себя все мужские функции, необходимые для выживания племени, - прежде всего военные, и установили законы, согласно ' которым ни один мужчина не должен был пересекать границ их государства. Каждую амазонку легко было отличить

от любой другой женщины даже в костюме Евы: они с детства выжигали себе левую грудь - чтобы не мешала натягивать лук. Бесстрашно рыскали по степям свирепые амазонки - и горе тому обладателю бороды и усов, который встречался с ними в чистом поле! Любви они не знали и продолжали жизнь племени по своим законам. В раз и навсегда назначенный день приходили специально отобранные для этого "правительством" амазонки на границу своего царства и... "делили ложе" с любым пожелавшим того же мужчиной. Если в результате этого рождались дети, то мальчиков убивали или продавали в рабство, а девочки становились амазонками.

Память об амазонках сохранилась и в сказках славянских народов. Помните, как Иван Царевич похитил для своего отца молодильные яблоки у могучей Царь-девицы. А даль­ше богатырша нагоняет убегающего с яблоками царевича и между ними завязывается бой. В одних версиях верх берет Царь-девица, в других - Иван, но везде все кончается хорошо - пир-ком и свадебкой. Даже страшная Баба-яга, хозяйка волшебных коней, железной ступы, похожей на большой дружинный котел, какие брали с собой в походы, чем-то напоминает амазонку. А ее жилище, где на ограде висят человеческие черепа русских богатырей, один в один совпадает с описанными еще древними греками святилищами племен Северного Причерноморья, донских степей.

Такие вот страшные легенды. Что в них правда, а что вымысел? И жили ли когда-нибудь на свете амазонки?

Производя раскопки в бескрайних южнорусских степях и восстанавливая позже земную жизнь обитателей сарматских могильных курганов, ученые обнаружили некоторое их сходство с мифическими амазонками.
Битва амазонок с троянцами. Старинная миниатюра

Близкие родственники известных нам скифов, сарматы пришли в Европу из азиатских степей позже и принесли с собой не только ноу-хау в области военного дела (они были первыми создателями бронированной конницы - учителями и предшественниками европейских рыцарей), но и некоторые пережитки матриархата предшествующих эпох, когда че ловеческим обществом руководили женщины, а не мужчины. Греки называли сармат "женоуправляемыми". Нет, их мужчины не напоминали "производителей" из легенд, записанных Геродотом: это были смелые степные воины. Были у сармат и цари-мужчины. Но никого из них не удивляло избрание на трон женщины-царицы (а вот греков, в обществе которых женщина была существом зависимым, неравноправным со своим отцом и мужем, такое изумляло!). Молодые сарматки с детства объединялись в женские общества, где под руководством старших товарок обучались владению конем, луком, мечом и длинным (до 6 метров!) копьем. Их целью был не "феминизм" , не мужененавистничество само по себе (хотя, возможно, кто-то из них и оставался "амазонкой" на всю жизнь). Дело в том, что по законам сармат взрослым и самостоятельным мог считаться только тот, кто одолел в честном бою двоих врагов. Их головы молодой соискатель должен был представить как до казательство старейшинам своего рода. Этот закон у сармат касался и мужчин, и женщин. И именно за такими "сертификатами зрелости" рыскали по степям настоящие амазонки...

Счастливая обладательница вражеских голов могла считаться взрослой девушкой и имела право выйти замуж. Это у сармат было обставлено следующим образом. Когда юноша-сармат загорался серьезным чувством к девушке из своего племени, он должен был вызвать ее на ритуальный поединок. Согласно древним изображениям (а также рудиментам этих обычаев, сохранившимся у некоторых кавказских и среднеазиатских народов), это было борцовское состязание. Сарматы, как степные конники, боролись верхом: два всадника, съехавшись, хватали друг друга за боевые пояса и старались вырвать противника из седла, поднять над головой и бросить на землю (представляете, какая сила и тренированность требовалась для такого вида спорта от нежной женщины?). Если в свадебном поединке побеждал юноша - он мог с полным правом вести побежденную невесту в свой шатер. Но и у девушки мог быть собственный интерес - побежденный ею "претендент" по законам племени становился ее рабом ровно на год... После чего мог попытать счастья снова. Если не передумывал...

Амазонки в бою. Греческий барельеф V-VIIIвв.

Не утверждаем, что всегда в таких поединках боролись всерьез: скорее всего взаимное чувство порой заставляло "железную леди" ослабить хватку ног в стременах и захват рук на портупее своего жениха... Нельзя сказать, что такой способ сватовства на сто процентов мог гарантировать невесту от перспективы выйти за нелюбимого "Шварценеггера". Но тем не менее этот обычай позволял девушке сопротивляться судьбе, которая у других народов обрекала ее подчиниться в вопросе брака выбору родителей (прежде всего отца). Равноправие полов у сармат было реальным, а не фиктивным.

Выйдя замуж, бывшая "амазонка", как и любая другая женщина, занималась хозяйством, рожала и воспитывала детей, но в трудный для своего племени час могла вновь взять в руки оружие и сесть на коня. Возможно, именно это позволило сарматам в короткий срок вытеснить и покорить предыдущих хозяев южнорусских степей - скифов. При одинаковой численности племенных группировок сарматы могли выставить против своего противника чуть ли не вдвое больше бойцов...

Наши "амазонки" знали толк в одежде и украшениях. В богатых захоронениях сарматских женщин кроме необходимого оружия - наконечников копий, стрел - длинные кавалерийские мечи и конская сбруя, множество изысканных золотых украшений, инкрустированных бирюзой, металлических зеркал (в то время - дорогое удовольствие для любой женщины) и каменных флакончиков с греческой косметикой - мазями, духами и притираниями. Сохранились прекрасная серебряная диадема сарматской царицы, украшенная драгоценными камнями и фигурами фантастических и реальных животных вокруг Мирового древа, обрывки шелковых китайских тканей и редкой красоты сосуды из драгоценных металлов... И если древние сарматки и есть амазонки, как уже с большой долей определенности говорят ученые, то они не отдельное племя, а своего рода орден, или религиозный институт, существовавший в культуре ираноязычных сарматских племен, некогда обитавших на просторах древнерусских степей.


Бажен Петухов

**********************************

ссылка: http://thiswas.ru/

Amazons: Warrior Women or Ancient Myth?

Амазонки

Действительно ли женщины-воины, Амазонки Антиопа и Ипполита, принадлежали к вымершему матриархальному обществу? Либо они просто вымышленные персонажи, изображенные в мифах Древней Греции?

Истории о красивых и кровожадных женщинах-воинах, мечущихся как молнии по засушливым полям сражений, рассказываются и пересказываются на протяжении уже более тысячи лет многими мировыми культурами. Греческие мифы полны рассказами об амазонках, их подвигах, любовных делах и сражениях с олимпийскими богами – Зевсом, Аресом и Герой. Амазонские воительницы погибали на полях сражений Троянской войны. Гомер и Гиппократ описывали этих жестоких воинственных женщин, равно как и греческий историк Геродот. В наемниках у западноафриканского королевства Дагомея был легион так называемых Амазонок, которые смогли завоевать города для короля Агадья (Agadja) на протяжении 1600-х годов. Как гласят легенды, Южноамериканская река Амазонка была названа испанским путешественником Франсиско де Орельяна в честь племени женщин-воительниц, которых он встретил на ее берегах.

Согласно греческой мифологии, Амазонки являлись потомками бога войны Ареса и морской нимфы Гармонии. Они поклонялись Артемиде, богине охоты, а территория, где жили Амазонки, всегда оставалась спорным вопросом. Геродот считал, что эти женщины-воины проживали в широких степях Южной России. Согласно же другим легендам, Амазонки жили во Фракии либо же вдоль гряды Малого Кавказа на севере Кавказской Албании. Река Фермодон, находящаяся в Малой Азии, сегодня - черноморское побережье Турции, можно назвать наиболее часто упоминаемым местом обитания Амазонок.

Место обитания амазонок на карте 1770 года

Место обитания амазонок на карте 1770 года

Общество Амазонок было строго матриархальным. Мужчины использовались воинственными женщинами только в качестве оплодотворителей и рабов, исполняющих женскую работу по дому. Внешность мужчин специально уродовалась, дабы предотвратить бунты против своих хозяек и пресечь все попытки сбежать. Если в племени Амазонок рождались младенцы мужского пола, то их либо отдавали в соседние племена, либо вовсе убивали.

С самого раннего возраста Амазонки обучались военному ремеслу. Некоторые легенды повествуют о том, что в подростковом возрасте правая грудь молодой Амазонки прижигалась либо удалялась полностью ее матерью, дабы, достигнув совершеннолетия, та могла более сноровисто владеть луком и бросать копья. Впрочем, эту легенду опровергают эксперты, которые утверждают, что Амазонки не обладали достаточными познаниями в области медицины и не могли предотвратить обширное кровотечение и излечить инфекцию, если таковые радикальные увечья действительно имели место быть.

Согласно древним мифам, Амазонки были первыми, кому удалось приручить лошадей и научиться на них ездить. Они были бесстрашными и опытными воинами, как верхом, так и в качестве пехоты и их называли основными врагами греческой армии. Амазонки посвятили себя бесконечным часам обучения искусству войны и владели различными видами оружия, среди которого были луки, копья, а также двуручные боевые топоры.

Геракл забирает пояс у Ипполиты

Геракл забирает пояс у Ипполиты 

Один из самых живучих греческих мифов об Амазонках, рассказывает о царе Еврисфее, который поручил Гераклу украсть у царицы Ипполиты золотой пояс – подарок бога Ареса. Вместо того, чтобы атаковать армию, располагавшуюся вне их города, Амазонки напротив очень гостеприимно приняли их. Ипполита и Геракл полюбили друг друга. Ревнивая богиня Юнона, которая сама любила Геракла, распространила ложь о греках, как будто те имеют скрытый мотив похитить царицу Амазонок и потребовать за нее выкуп. Разгорелась кровопролитная битва, было множество потерь с обеих сторон, но, в конечном счете, Геракл одержал победу и вернулся в Грецию с поясом Ипполиты.

Однако, несмотря на множество сказок и мифов, сегодня существует довольно мало конкретных археологических свидетельств того, что Амазонки действительно существовали. Большинство историй об этих воинственных женщинах были сразу же отклонены специалистами как чистая гипотеза либо принятие желаемого за действительное, в том числе под это попадают и записки Геродота, который утверждает, что Амазонки проживали в России и возможно имели связь с расой древних скифов. Однако, недавние раскопки, проводимые русскими археологами, дали новые сведения и могут быть даже доказательствами того, что Геродот, возможно, был прав.

Амазонка. Римская скульптура

Амазонка. Римская скульптура 

Скифы были народом конных кочевников-воинов, чье происхождение остается загадкой до сих пор, которые жили в Средней Азии примерно в VI-VIII вв. до нашей эры. Согласно имеющейся на сегодняшний день информации, их воители обладали более хитрой военной тактикой, нежели сам Чингисхан, который спустя столетия смог завоевать половину мира. Но скифы были неграмотными, они не оставили своего языка и другого следа в истории, кроме как больших круглых курганов и разграбленных руин, которые встречаются повсюду в русских степях. Русским археологам удалось найти несколько не разграбленных курганов, но немногие из них содержат в себе остатки того, что специалисты считают скифской знатью. В этих гробницах также содержится множество различных поразительных золотых предметов, как-то: различные украшения, кубки, оружие, броня и многие другие предметы, которые отображают быт скифов.

Геродот писал о скифах как о крайне варварской и кровожадной расе, представители которой снимали кожу со своих поверженных противников, а из их черепов делали себе кубки для питья. Похороны у скифов проходили очень помпезно и кровопролитно. Жена павшего воина и вся его семья умерщвлялись соплеменниками и помещались внутрь кургана, чтобы служить в загробной жизни. Десятки лучших лошадей умерщвлялись и ставились вертикально вокруг кургана.

Битва с амазонками. Скопас, древнегреческий скульптор

Битва с амазонками. Скопас, древнегреческий скульптор 

Новые курганы, которые были недавно обнаружены в окрестностях поселка Покровка, содержат в себе останки женщин, которые, по некоторым сведениям, могли принадлежать к знатному роду. Они были похоронены в полном военном облачении и с набором оружия и другими боевыми предметами. Кости ног одной из женщин имела выгнутую форму, что в свою очередь дало возможность специалистам предположить, что она проводила очень много времени верхом на лошади. Другой же скелет был со стрелой в верхней части груди, что может указывать на то, что женщина могла погибнуть в бою.

Это поразительное свидетельство, кажется, подтверждает ранние теории Геродота о том, что в некоторых культурах женщины были больше в почете, чем мужчины, а в бою и верховой езде им просто не было равных. Другие таинственные места захоронения были также недавно обнаружены в Китае, и их возраст составляет 2000 лет и даже более. Останки и артефакты, найденные в этих курганах, дают возможность предположить, что в других культурах женщины, возможно, имели мощный социальный вес и занимали высокие военные должности. Каждая из этих женщин, найденных в курганах во время недавних раскопок, может действительно оказаться мифической Амазонкой из греческих легенд. Пока, по правде говоря, ни одна из теорий не имеет прямого доказательства. Но, независимо от результатов, в дальнейшем исследования будут продолжаться и, возможно, правда будет выяснена.

essortment.com

***************************

Амазонки  ( http://grifon.mk.ua/)

 Безусловно яркой и экзотической страницей истории Северного Причерноморья являются женщины-воины амазонки. Они принадлежали к скифо-сарматскому этносу. Это доказали последние находки археологов. В степных курганах найдено захоронение женщин-воинов. Причем ветхие кости сохранили следы от мечей, как зарубцевавшихся, так и смертельных. Значит, женщины воевали и погибали наравне с мужчинами. А захоронение в полном вооружении не является просто погребальным обрядом.

Но откуда же взялось это воинственное женское племя в южных степях, где власть всецело принадлежала мужчинам, а женщинам отводилась второстепенная роль?

историк

 Если обратится к писаниям отца истории Геродота, то его версия такова, что воинственные женщины, захваченные в плен, перевозились на греческой галере. Им удалось захватить судно, перебив охрану. Но мореплавателями отважные амазонки видимо не были. И судно попутными ветрами и течениями было выброшено на берег Азовского или Черного моря.
На суше женщины образовали свой лагерь, и даже объединившись со скифо-сарматскими племенами, всегда были отдельным кланом со своими законами и традициями. Одна из этих традиций заключалась в том, что женщина-воин не могла состоять в браке до тех пор, пока не одержит победу в личной схватке над тремя врагами. Отношение к браку у амазонок было весьма своеобразное, далекое от наших понятий о совместной жизни. По некоторым версиям, согласия жениха не всегда требовалось.
Среди амазонок ценились такие качества как ум, сила, ловкость, умение обращаться с оружием, верховая езда. Мужские качества, не правда ли? Археологические находки и греческие легенды подтверждают, что грекам-колонистам не раз приходилось на себе почувствовать ратное мастерство воинствующего клана.
Начиная с древнегреческих барельефов и рисунков на посуде, и заканчивая современными фильмами, тема независимой женщины-воина на протяжении тысячелетий будоражит сознание человеческого общества. А историкам и археологам еще предстоит разгадать тайну бесстрашных степных воинов - амазонок.

амазонкиамазонки

ссылка http://smelding.livejournal.com/

 

Кто не знает - поляница это отнюдь не только украинский хлеб. В русских былинах поляницы - это женщины-воительницы, аналоги северных "дев щита" и греческих амазонок. Традиционно в отечественном эпосоведении. уж не знаю почему, принято было связывать поляниц со степным востоком - сарматским (Д. Балашов. Б. Рыбаков) или хазарским (В. Кожинов).. Не знаю. какими мотивами они руководствовались, но совершенно точно - не содержанием былин. Ни разу воинственные девы не приезжают в них из степей. с "Золотой Орды", земли Задонской и пр. Давайте подробно разберем их - благо не так уж много в нашем эпосе воинственных дев. по пальцам одной руки пересчитать, и еще свободный останется). Во-первых, это жена богатыря Дуная, ставшего её невольным убийцей и от стыда бросившимся на собственный меч (картину "Рождение Дуная" Константина Васильева видели, полагаю, многие). Вот как он еще до женитьбы аттестует ее князю Владимиру Всеславичу Красно Солнышко

Я уж жил‑де‑был в земли, да в земли в дальнее, Я во дальней жил в земли да ляховинское, Я у стремена у короля Данила сына Манойловича; Я не много поры‑времени, двенадцать лет. Еще есть у ёго да как две дочери. А больша‑то ведь дочи да то Настасия, Еще та же Настасья да королевична; Еще та же Настасья да не твоя чета, Не твоя чета Настасья и не тебе жена: Еще зла поляница да преудалая. 

Как видим, героиня прямо названа поляницей. И родом она не с Востока, а совсем наоборот, из "земли Ляховинское", то есть из Польши. Иногда земля, где живут будущие супруги князя и богатыря, называются "Политовской" или "Поморянской" - в любом случае, это запад, славянский запад, а никак не степной восток. Настасьей Микуличной зовут жену побратима Дуная Добрыни. В первую их встречу они сходятся с оружием в руках, причем побеждает Настасья - и делает Добрыне предложение (так и хочется добавить "от которого невозможно отказаться"). Она тоже прямым текстом названа поляницей.

Говорит Добрыня сын Никитинич: «Есть же не бога́тырь на добром коне, Есть же поленица, знать, уда́лая, А кака не то деви́ца либо женщина!»

Представляется она после драки (таков был богатырский этикет - назвать имя.  не настучав другому палицей по шлему, было некомильфо)

Я того же короля дочь Ляховицкого, Молода Настасья дочь Никулична, 

Опять "ляховицкий король" (а не какое-нибудь степное "царище"). В другом тексте она, правда, оказывается была взята из земли Политовския но это по меркам былин, как мы видели, одно и тоже. Наконец, третья поляница, прославленная советским мультфильмом Василиса Микулишна. Ее, правда, поляницей не величают - но как же еще назвать женщину, превзошедшую людей князя Владимира в стрельбе из лука, а в некоторых списках - и в борьбе. И откуда же она родом? Про нее не сказано, а вот ее любимый муж Из тоя из земли Ляховицкия Сидел молодой Ставер сын Годинович   И потом он говорит освободившей его молодой жене «Молода Василиста дочь Микулична! Уедем мы во землю Политовскую!» Кстати, и послом Василиса представляется не золотоордынским, как зачем-то изобразили в мультфильме, а опять же "ляховицким". Только четвертая и последняя поляница выбивается из стройного ряда товарок. Она не из Ляховицкой, Поморянской или Политовской земли, она из более дальних краев.

Говорила поляница таковы слова: – Ты удаленькой дородний добрый молодец, Ай ты, славныя богатырь святорусьскии! Когда стал ты у меня да и выспрашивать, Я про то стану теби высказывать. Есть я родом из земли да из тальянскою,

Оказывается, она еще дальше с Запада, из Италии. Кстати, в западном эпосе у богатыря Ильи Русского тоже оказывается выросшая в Италии дочь. Подведем итог - богатырки русских былин не с Востока, а с Запада родом, причем преимущественно славянки. М.О. Косвен в своей посвященной амазонкам статье отмечает (Советская этнография, 1947, № 2, 3), что в Европе два региона связывали с прекрасными воиьтельницами - Северный Кавказ (с античных времен) и среднюю Европу (с 8 века - на самом деле раньше, но об этом как-нибудь в другой раз). Кстати,пресловутое  "Северное Причерноморье" никогда в число амазонских регионов не входило. К комплексу преданий про польских, чешских, поморских амазонок относятся, очевидно, и поляницы наших былин. И никаких сарматов, не говоря уж про хазар.

на главную страницу                 на исходную страницу

 

 1 |2| 3|далее 

Сайт создан в системе uCoz